Психологические особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами
Страница 3

Психологические материалы » Патопсихологическое исследование личности подростка, злоупотребляющего психоактивными веществами » Психологические особенности личности подростка, злоупотребляющий психоактивными веществами

Портрет личности подростка, употребляющий ПАВ.

Психологические службы сделали выборку обратившихся наркозависимых подростков в количестве 300 человек на основе данных ГДПНД, отражающих реальное положение в наркоманской среде.

В качестве параметров, определяющих индивидуально - психологические особенности наркозависимых, взяли характеристики, выявляемые психологами наркодиспансера при проведении психоневрологического исследования наркозависимого, так как именно эти параметры используются при оказании психологической и психотерапевтической помощи. Ими являются: тип акцентуации, психопатизация личности, проявление конформности, проявление реакции эмансипации, склонность к делинквентному поведению, склонность к демонстративному поведению.

На основе этого, из проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Подростки с лабильной, шизоидной, эпилептоидной, истероидной, неустойчивой и психоастенической акцентуацией особенно склонны к наркотизации.

Среди акцентуаций наиболее часто встречающимися являются истероидная и эпилептоидная.

Склонность к конформизму определяется иными психологическими характеристиками, чем акцентуация характера.

Наркозависимые более чем в половине случаев склонны проявлять реакцию эмансипации. Она является защитой на воздействие со стороны другой личности с твердой личностной позицией при одновременном осознании ущербности и недоразвитости собственной личностной позиции. Также существует ряд общих черт, свойственных подросткам, злоупотребляющие разными видами психоактивных веществ. Это такие черты как:

слабое развитие самоконтроля, самодисциплины;

низкая устойчивость к всевозможным воздействиям;

неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности;

эмоциональная неустойчивость и незрелость;

склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации [18];

неполноценная психосексуальная организация;

агрессивность и нетерпимость;

слабые адаптационные способности;

склонность к регрессивному поведению;

сниженная способность к искреннему общению с партнером и т.д.

Изучение количественных и качественных показателей, связанных с одурманиванием детей и подростков объективно затруднено. Связано это с тем, что значительная часть несовершеннолетних скрывает (насколько возможно) свой опыт использования наркотиков. При анкетировании или тестировании многие дети и подростки отвечают так, чтобы "понравилось взрослым". Сейчас же определить хотя бы приблизительное число несовершеннолетних наркоманов, использующих одурманивающие вещества, крайне сложно.

В свою очередь ПАВ действуют в сторону усиления преморбидных черт характера и особенностей личности, катализируя и провоцируя проявление особенности нервной системы, преморбидных черт характера и особенностей личности. Либо ПАВ используются больным для устранения невротических симптомов как средство самолечения, как лекарство при условии что больной хочет ввести себя в определенное нормативное, не психопатологическое состояние.

По мере развития химической зависимости преморбидная личность

начинает меняться

[3]. Происходит изменение в сторону заострения и появления типичных наркологических черт, усиление внутренних психологических проблем, все более отчетливая недостаточная психическая адаптация. Длительное потребление ПАВ приводит к появлению пассивности и безинициативности, безразличия к своему внешнему виду, социальному положению. Больные занимаются бесплодным фантазированием и теряют возможность принимать решения. Они не способны к сколько-нибудь длительному усилию и напряжению для достижения цели. Этическая деградация проявляется в лживости, обмане близких и конфликты с законом [3]. У наркозависимых подростков появляются такие особенности эмоциональной активности как снижение точности восприятия эмоций у другого человека по мимике, жестам и позе, нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушками [11].

Обнаружено снижение активности мотивационной деятельности. В состоянии интоксикации происходит активация мотивационной деятельности, проявляющаяся в переживании интереса, осуществление безболезненного переживания горя-страдания [6]. Коммуникативные нарушения

состоят в том, что социальные связи подростка сужены до контактов с членами референтной аддиктивной группы. [3] По мере развития у подростка наркологических заболеваний. Вследствие употребления ПАВ, стираются индивидуальные особенности подростков и они становятся похожими

Страницы: 1 2 3 4


Контент-анализ как метод исслндования. Проблема контент-анализа
Контент-анализ (англ. content analysis; от content – содержание) – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Метод контент-анализа характеризуется большой строгостью, систематичностью. В отечественной традиц ...

Теоретическое обоснование проблемы мотивации учебной деятельности. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется уче ...

Процесс переговоров. Общая характеристика переговоров
Переговоры – это вид совместной с партнером деятельности, как правило, направленной на решение проблемы. Они всегда предполагают, по крайней мере, двух участников, интересы которых частично совпадают, а частично - расходятся. В иных случаях мы имеем дело совсем с другими видами взаимодействия. При полном совпадении интересов сторон обс ...