Приложения
Страница 4

Проведение исследования.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-7 лет.

Первая серия

. Выясняют, может ли признак, часто встречающийся в жизни ребенка, служить для него знаком, указывающим на определенное содержание. Ребенку показывают несколько кукол, у одной из них рот и щеки испачканы вареньем. Ребенок должен определить, какая кукла ела варенье.

Вторая серия

. Выясняют, может ли ребенок перенести на изображение куклы отношения и свойства куклы настоящей Ему дают бант и просят нарядить куклу. Затем задание повторяется, но куклу предлагают нарисованную.

Третья серия

. Выясняют, различает ли ребенок изображение предмета и реальный предмет, как анализирует изображение. Ему предъявляют 2 картинки: на одной нарисована кукла с оторванной рукой, на второй - целая кукла, но сама картинка с краю порвана. Ребенка просят показать сломанную куклу.

Четвертая серия.

Выясняют, может ли ребенок регулировать свои действия, опираясь: а) на реальные отношения, б) на схему. Ребенку дают 3 формочки разной величины и цвета. Экспериментатор ставит точно такие же формочки в определенной последовательности и предлагает испытуемому построить такой же "паровозик". Затем последовательность задают на рисунке.

Пятая серия

. Выясняют, может ли ребенок обозначать объект меткой и, опираясь на эту искусственно созданную им связь, регулировать свое поведение. Перед ним выкладывают 3 ластика и конфету такой же формы, заворачивают их в одинаковые фантики.

Ребенка просят на фантике с конфетой поставить метку, затем конфету переворачивают меткой вниз и перемешивают с ластиками. Ребенка просят найти конфету. В каждой серии эксперимента после ответа испытуемого его спрашивают, почему он думает именно так.

Обработка данных.

Подсчитывают число верных и неверных ответов по возрастным группам. Результаты заносят в таблицу (табл.6 ).

Таблица 6.Успешность

выполнения задания

Возраст детей

Серии

I

II

III

lU

V

+ - отказ

+ - отказ

+ - отказ

+ - отказ

+ - отказ

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Делают выводы о возрастных особенностях развития знаково-символической функции, под которой понимается возможность использовать один объект в качестве заместителя другого.

Задание 8. Изучение умения моделировать объект

Подготовка исследования.

Подготовить карточки-образцы (см. рис.7) и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разной конфигурации и величины, соответствующие и не соответствующие образцам.

Проведение исследования.

Ребенку 4-7 лет по одному показывают образцы и просят сделать такую же картинку из геометрических фигур. Взрослый предлагает ему рассмотреть образец и расчленить изображение в соответствии с имеющимися геометрическими фигурами (нарисовать, где будет расположена каждая из них) После выполнения задания ребенка просят выложить изображение, а затем проверить правильность расчленения образца.

Обработка данных.

На основе анализа протоколов детей распределяют в соответствии с тремя уровнями выполнения задания.

1 уровень

. Ребенок выполняет задание на расчленение изображения и его моделирование почти без ошибок (допускаются одна-две ошибки) Самостоятельно замечает и исправляет ошибки. Изображение полностью соответствует образу по форме и величине деталей.

2 уровень.

При расчленении образца ребенок допускает много ошибок или выполняет данное задание после того, как смоделирует объект из геометрических фигур. Модель соответствует образцу в большинстве деталей. Ошибки малыш замечает и исправляет сам или с небольшой помощью взрослого.

3 уровень

. Ребенок не справляется с заданием на расчленение образца, но при выполнении задания на моделирование получает объект, соответствующий образцу в основных деталях и их расположении. Ошибки замечает и исправляет только с помощью взрослого или вообще их не замечает.

Страницы: 1 2 3 4 5


Анализ теоретических аспектов проблемыю Понятие девиантного поведения
Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклоне ...

Типология темпераментов. .Понятие о типе темперамента.
Под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей. Степень проявления различных свойств темперамента у разных людей одного и того же типа темперамента может быть различна, но определенное соотношение этих свойств постоянно. Взаимн ...

«Феноменологический интеллект глазами современников»
Сновидение латентно. Закон теоретически возможен. Ассоциация понимает групповой страх, следовательно тенденция к конформизму связана с менее низким интеллектом. Гетерогенность, как принято считать, наблюдаема. Социализация изящно отражает депрессивный субъект, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Этот концеп ...