Приложения
Страница 4

Проведение исследования.

Эксперимент проводится индивидуально с детьми 2-7 лет.

Первая серия

. Выясняют, может ли признак, часто встречающийся в жизни ребенка, служить для него знаком, указывающим на определенное содержание. Ребенку показывают несколько кукол, у одной из них рот и щеки испачканы вареньем. Ребенок должен определить, какая кукла ела варенье.

Вторая серия

. Выясняют, может ли ребенок перенести на изображение куклы отношения и свойства куклы настоящей Ему дают бант и просят нарядить куклу. Затем задание повторяется, но куклу предлагают нарисованную.

Третья серия

. Выясняют, различает ли ребенок изображение предмета и реальный предмет, как анализирует изображение. Ему предъявляют 2 картинки: на одной нарисована кукла с оторванной рукой, на второй - целая кукла, но сама картинка с краю порвана. Ребенка просят показать сломанную куклу.

Четвертая серия.

Выясняют, может ли ребенок регулировать свои действия, опираясь: а) на реальные отношения, б) на схему. Ребенку дают 3 формочки разной величины и цвета. Экспериментатор ставит точно такие же формочки в определенной последовательности и предлагает испытуемому построить такой же "паровозик". Затем последовательность задают на рисунке.

Пятая серия

. Выясняют, может ли ребенок обозначать объект меткой и, опираясь на эту искусственно созданную им связь, регулировать свое поведение. Перед ним выкладывают 3 ластика и конфету такой же формы, заворачивают их в одинаковые фантики.

Ребенка просят на фантике с конфетой поставить метку, затем конфету переворачивают меткой вниз и перемешивают с ластиками. Ребенка просят найти конфету. В каждой серии эксперимента после ответа испытуемого его спрашивают, почему он думает именно так.

Обработка данных.

Подсчитывают число верных и неверных ответов по возрастным группам. Результаты заносят в таблицу (табл.6 ).

Таблица 6.Успешность

выполнения задания

Возраст детей

Серии

I

II

III

lU

V

+ - отказ

+ - отказ

+ - отказ

+ - отказ

+ - отказ

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Делают выводы о возрастных особенностях развития знаково-символической функции, под которой понимается возможность использовать один объект в качестве заместителя другого.

Задание 8. Изучение умения моделировать объект

Подготовка исследования.

Подготовить карточки-образцы (см. рис.7) и вырезанные из бумаги геометрические фигуры разной конфигурации и величины, соответствующие и не соответствующие образцам.

Проведение исследования.

Ребенку 4-7 лет по одному показывают образцы и просят сделать такую же картинку из геометрических фигур. Взрослый предлагает ему рассмотреть образец и расчленить изображение в соответствии с имеющимися геометрическими фигурами (нарисовать, где будет расположена каждая из них) После выполнения задания ребенка просят выложить изображение, а затем проверить правильность расчленения образца.

Обработка данных.

На основе анализа протоколов детей распределяют в соответствии с тремя уровнями выполнения задания.

1 уровень

. Ребенок выполняет задание на расчленение изображения и его моделирование почти без ошибок (допускаются одна-две ошибки) Самостоятельно замечает и исправляет ошибки. Изображение полностью соответствует образу по форме и величине деталей.

2 уровень.

При расчленении образца ребенок допускает много ошибок или выполняет данное задание после того, как смоделирует объект из геометрических фигур. Модель соответствует образцу в большинстве деталей. Ошибки малыш замечает и исправляет сам или с небольшой помощью взрослого.

3 уровень

. Ребенок не справляется с заданием на расчленение образца, но при выполнении задания на моделирование получает объект, соответствующий образцу в основных деталях и их расположении. Ошибки замечает и исправляет только с помощью взрослого или вообще их не замечает.

Страницы: 1 2 3 4 5


Исследование структуры и механизмов функционирования образа мира
Образ мира как «интегратор» взаимодействия человека с действительностью Е.Ю. Артемьева понимает образ мира как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью. Она выстраивает трехуровневую системную модель образа мира. Первый уровень – «перцептивный мир» – характеризуется системностью значений и модальной ...

Предупреждение семейных конфликтов
Предупреждение и разрешение семейных конфликтов следует рассматривать как основные виды деятельности по управлению такими конфликтами. Часто при разрешении семейных конфликтов пользуются услугами посредника. Предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и, прежде всего от супругов. При этом следует иметь в виду, что н ...

Понятие “Аутизм“
Термин “аутизм” происходит от греческого слова “autos”, что означает “сам”. Впервые он был использован швейцарским психиатором Блейлером в 1911 году для описания состояния бегства от реальности и ухода в себя у взрослых пациентов, страдающих шизофренией. [12, С. 5] По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового воз ...