Сущность процесса обучения, его принципы и методы.
Страница 1

Психологические материалы » Психология и Педагогика » Сущность процесса обучения, его принципы и методы.

Теория обучения еще в 17 веке получила название дидактики. После того, как появилась книга Яна Амос-Каменского «Великая Дидактика» (1657 г.)

Дидактика в современном понимании представляет собой раздел научного знания, в котором освещаются проблемы образования и обучения. Дидактика выступает с одной стороны – теорией образовательного процесса, а с другой стороны - сводом нормативных правил, к тем, кто занимается обучением и воспитанием людей.

Обучение представляет собой целенаправленное, заранее подготовленное в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, усвоение ими системы знаний, навыков и умений, опыта конкретной деятельности.

В обучении выделяют преподавание и учение.

Содержание обучения представляет собой специально отобранные и признанные обществом системы элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Содержание обучения описывается в образовательно-государственных стандартах, а также в региональных и местных, учитывающих особенности соответствующих регионов и соответствующего учреждения, стандартов.

В ходе обучения люди получают образование, при этом термин образования нужно понимать в 3 аспектах:

1) организационная система в внешних условиях, создаваемых обществом для развития человека (система яслей, детских садов, школ и т.д.)

2) процесс и результат усвоения человеком определенной системы знаний, навыков, умений и отношений.

3) создание образа, достижения некоторой завершенности, развитие человека на определенной возрастной ступени.

Обучение осуществляется в определенной дидактической среде, которая включает в себя:

1) определенный социальный заказ или общественные цели

2) содержание учебной информации

3) принципы и методы средства и форм педагогического обучения

4) тех, кто обучает (преподавателей) и тех, кто учится

5) педагогический результат, в виде того, что человек усвоил, какое воспитание получил и какие общественные задачи он в дальнейшем может выполнять

Педагогический процесс – исторически развивался на основе разных концепций:

1) Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (мы получаем знания на основе рефлексов и ассоциаций)

2) Теория научения (бихивиористы)

3) Концепции проблемного обучения

4) Теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин)

5) Концепция проблемно-деятельностного обучения

6) Теория пограммированного обучения (компьютерная технология обучения)

7) Суггестопедия

Принцип обучения – это основные, исходные, руководящие положения педагогической теории, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических задач.

Выделяют принципы:

- социальные

- собственно педагогические

К социальным относят:

- принцип гуманизации обучения

- принцип демократизации обучения

- принцип политехнизма

- принцип направленности учебного процесса

- принцип бесплотности (равного доступа к разным уровням обучения)

Классические принципы:

1. принцип природосообразности

2. принцип народности

3. принцип наглядности

4. принцип сознательности, активности и самостоятельности обучаемых

5. принцип систематичности, последовательности и комплексности обучения

6. принцип обучения на доступном уровне (на высоком уровне трудностей)

7. принцип прочности владениями знаниями, навыками и умениями

8. принцип учета групповых, индивидуальных особенностей

9. принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Применительно к высшей школе сформировались следующие принципы:

1) принцип единства учебной и научной деятельности обучаемых

2) непрерывного образования

3) принцип соответствия содержания вузовского образования современному состоянию и тенденциям развития науки (техники) и производства (технологии)

4) принцип сочетания различных форм организации учебных процессов.

Методы обучения – способ передачи знаний или способ педагогического общения с теми, кто обучают, и тех, кто учится.

По источникам получения знаний:

- словесные (рассказ, дискуссия)

- наглядные (иллюстрация, показ)

- практические (упражнения, лабораторные работы)

- видеометоды (прослушивание или просмотр информации)

- объяснительно-иллюстративные методы обучения

- репродуктивные

- проблемные

- частично-поисковые

- частично-исследовательские

Страницы: 1 2


Психологическая структура личности юриста
Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально - психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности, выявление лиц, п ...

Экспериментальное исследование агрессивного поведения детей подросткового возраста. Постановка проблемы и организация её исследования
Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы - интерната. Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в подростковом возрасте. Объектом исследования - дети подросткового возраста из школы - интерната (5 ч ...

Особенности развития словообразовательной и фонетической стороны речи дошкольника
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления [13 ...