Сущность процесса обучения, его принципы и методы.Страница 1
Теория обучения еще в 17 веке получила название дидактики. После того, как появилась книга Яна Амос-Каменского «Великая Дидактика» (1657 г.)
Дидактика в современном понимании представляет собой раздел научного знания, в котором освещаются проблемы образования и обучения. Дидактика выступает с одной стороны – теорией образовательного процесса, а с другой стороны - сводом нормативных правил, к тем, кто занимается обучением и воспитанием людей.
Обучение представляет собой целенаправленное, заранее подготовленное в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых, усвоение ими системы знаний, навыков и умений, опыта конкретной деятельности.
В обучении выделяют преподавание и учение.
Содержание обучения представляет собой специально отобранные и признанные обществом системы элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Содержание обучения описывается в образовательно-государственных стандартах, а также в региональных и местных, учитывающих особенности соответствующих регионов и соответствующего учреждения, стандартов.
В ходе обучения люди получают образование, при этом термин образования нужно понимать в 3 аспектах:
1) организационная система в внешних условиях, создаваемых обществом для развития человека (система яслей, детских садов, школ и т.д.)
2) процесс и результат усвоения человеком определенной системы знаний, навыков, умений и отношений.
3) создание образа, достижения некоторой завершенности, развитие человека на определенной возрастной ступени.
Обучение осуществляется в определенной дидактической среде, которая включает в себя:
1) определенный социальный заказ или общественные цели
2) содержание учебной информации
3) принципы и методы средства и форм педагогического обучения
4) тех, кто обучает (преподавателей) и тех, кто учится
5) педагогический результат, в виде того, что человек усвоил, какое воспитание получил и какие общественные задачи он в дальнейшем может выполнять
Педагогический процесс – исторически развивался на основе разных концепций:
1) Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (мы получаем знания на основе рефлексов и ассоциаций)
2) Теория научения (бихивиористы)
3) Концепции проблемного обучения
4) Теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин)
5) Концепция проблемно-деятельностного обучения
6) Теория пограммированного обучения (компьютерная технология обучения)
7) Суггестопедия
Принцип обучения – это основные, исходные, руководящие положения педагогической теории, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических задач.
Выделяют принципы:
- социальные
- собственно педагогические
К социальным относят:
- принцип гуманизации обучения
- принцип демократизации обучения
- принцип политехнизма
- принцип направленности учебного процесса
- принцип бесплотности (равного доступа к разным уровням обучения)
Классические принципы:
1. принцип природосообразности
2. принцип народности
3. принцип наглядности
4. принцип сознательности, активности и самостоятельности обучаемых
5. принцип систематичности, последовательности и комплексности обучения
6. принцип обучения на доступном уровне (на высоком уровне трудностей)
7. принцип прочности владениями знаниями, навыками и умениями
8. принцип учета групповых, индивидуальных особенностей
9. принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Применительно к высшей школе сформировались следующие принципы:
1) принцип единства учебной и научной деятельности обучаемых
2) непрерывного образования
3) принцип соответствия содержания вузовского образования современному состоянию и тенденциям развития науки (техники) и производства (технологии)
4) принцип сочетания различных форм организации учебных процессов.
Методы обучения – способ передачи знаний или способ педагогического общения с теми, кто обучают, и тех, кто учится.
По источникам получения знаний:
- словесные (рассказ, дискуссия)
- наглядные (иллюстрация, показ)
- практические (упражнения, лабораторные работы)
- видеометоды (прослушивание или просмотр информации)
- объяснительно-иллюстративные методы обучения
- репродуктивные
- проблемные
- частично-поисковые
- частично-исследовательские
Психологическая структура личности юриста
Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально - психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности, выявление лиц, п ...
Экспериментальное исследование агрессивного
поведения детей подросткового возраста. Постановка проблемы и организация её исследования
Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы - интерната.
Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в подростковом возрасте.
Объектом исследования - дети подросткового возраста из школы - интерната (5 ч ...
Особенности развития словообразовательной и фонетической стороны речи
дошкольника
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления [13 ...