Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного
консультанта-психолога в отечественной литературеСтраница 2
1. проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение при общении с ними;
2. чувствительность к установкам и к поведению других людей, способность отождествляться с разнообразнейший людьми;
3. эмоциональная стабильность и объективность, то есть, способность уважать права других людей, восприятие других людей, как способных решать свои собственные же проблемы и принимать за них ответственность [19, с. 174]. check it out
Психолог должен понимать, замечать свои чувства, в частности и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет контролировать свое поведение. Ведь психолог способен оказывать содействие в положительных изменениях клиента только тогда, когда проявляет толерантность ко всему разнообразию чужих и «своих» эмоциональных реакций.
А чем больше психолог знает о себе, тем лучше он поймет своих клиентов.
Студенты должны знать, что профессия психолога, с одной стороны, приносит удовлетворение оттого, что за короткое время можно глубоко и близко узнать жизнь других, оказать им помощь. С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А. Стора, противопоставляется:
- угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиенте:
- отрицательные последствия, которые могут возникнуть в личной жизни (семья, друзья);
- угроза психических нарушений из-за постоянных стычек с темными сторонами жизни и психической патологией (К. Юнг называет это "подсознательной инфекцией"). [13, с. 37]. Ведь психолог не имеет возможности узнать о деятельности клиента в реальной жизни, и получает информацию лишь от самого клиента, из его слов узнавая о многочисленных тревогах, страхах, неудачах, и, в гораздо меньшей мере – о достижениях.
Чрезмерное увлечение профессиональной деятельностью может сказаться и на семье психолога. Г. Кочюнас выделяет здесь две особенности:
1. профессиональная этика требует запретить психологу делиться с членами своей семьи своими психотерапевтическими впечатлениями.
2. Психологическое консультирование требует больших эмоциональных затрат, то есть, выслушивая проблемы других людей, углубляясь в их хлопоты, после рабочего дня бывает тяжело проникнуться хлопотами членов своей семьи. Ведь неопытный психолог-новичок может думать, скорее всего, о неразрешимых проблемах своего клиента даже по окончании рабочего времени.
Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, которые несут большую эмоциональную нагрузку. Представителям этих профессий угрожает опасность "синдрома выгорания".
"Синдром выгорания" - сложный психофизиологический феномен, который выражается в эмоциональном, умственном и физическом истощении после продолжительной эмоциональной нагрузки и является показателем профессиональной дезадаптации работника [14, с. 127].
Феномен "выгорание" является кризисным состоянием и характеризуется душевной и физической усталостью, потерей веры в собственные силы, и, как следствие, невозможность качественно выполнять свои профессиональные обязанности.
Причинами возникновения синдрома "выгорания" по мнению О. Н. Моховикова являются: внутренний конфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация.
Отечественные психологи считают, что в основе феномена "выгорания" лежит механизм идентификации - отчуждение. Идентифицируясь с отрицательными переживаниями клиента, консультант переживает "чужое свое" и, нарушая целостность «Я» в кризисных ситуациях обуславливает "выгорание". [15, с. 36].
Кочюнас Р. отмечает, что люди с определенными чертами личности (неспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествлять себя с другими) больше поддаются этому синдрому.
Не секрет, что во время своей деятельности психолог нередко ощущает сильные отрицательные эмоции. Существуют запросы от клиентов с целью манипулирования консультантом, обращение по поводу актуальных сенсаций, просьба «навредить» родителям, детям и друзьям, обращение со скуки, обращение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
У любого психолога есть и постоянные клиенты. Чаще всего, это, те, кто пережил психическую травму и требует продолжительной поддержки: одинокие люди, инвалиды, душевнобольные. Поэтому эмоциональная стойкость для психолога – это одно из необходимых профессиональных качеств.
Исследование психологов и физиологов свидетельствует о взаимосвязи эмоциональной стойкости и свойств высшей нервной деятельности. П. К. Анохин свидетельствует, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах. Я. Стреляу считает, что эмоциональная стойкость зависит от свойства "реактивности личности". В случае "реактивность" характеризует высоту порога чувствительность проблемы и порога трудоспособности: что чем ниже порог чувствительности, тем ниже порог трудоспособности. А особы, у которых реактивность к стимулам высокая, в значительной мере ухудшают качество деятельности в стрессовых ситуациях.
Теория оперантного бихевиоризма
Эти проблемы решались в трудах других ученых, прежде всего в работах Б.Ф. Скиннера, который исходил, прежде всего, из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Скиннер исключал из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения того, чего они не понимают: области психологии личност ...
Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика
От автора: “Мне бы хотелось поделиться своими знаниями по проблеме, опытом работы с аутичными детьми, один из которых мой сын. Я надеюсь, что, получив эту информацию, многие специалисты посмотрят на этих детей другими глазами и изменят свое отношение к ним. Я надеюсь, что это поможет признать аутизм и понять проблемы и нужды аутичных де ...
Психический анализ ситуации
Антону (6 лет) подарили на день рождения дорогую машину с дистанционным управлением. Он принес машину в детский сад, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Антон отказывал детям в игрушке, давая самые разные объяснения: «Ты девочка — шофером быть не можешь», «А ты, Илья ...
