Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе
Страница 2

Психологические материалы » Эмоциональная стойкость студентов-психологов » Современные психологические исследования эмоциональной стойкости как черты эффективного консультанта-психолога в отечественной литературе

1. проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение при общении с ними;

2. чувствительность к установкам и к поведению других людей, способность отождествляться с разнообразнейший людьми;

3. эмоциональная стабильность и объективность, то есть, способность уважать права других людей, восприятие других людей, как способных решать свои собственные же проблемы и принимать за них ответственность [19, с. 174].

Психолог должен понимать, замечать свои чувства, в частности и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет контролировать свое поведение. Ведь психолог способен оказывать содействие в положительных изменениях клиента только тогда, когда проявляет толерантность ко всему разнообразию чужих и «своих» эмоциональных реакций.

А чем больше психолог знает о себе, тем лучше он поймет своих клиентов.

Студенты должны знать, что профессия психолога, с одной стороны, приносит удовлетворение оттого, что за короткое время можно глубоко и близко узнать жизнь других, оказать им помощь. С другой стороны, полезности этой профессии, по мнению А. Стора, противопоставляется:

- угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиенте:

- отрицательные последствия, которые могут возникнуть в личной жизни (семья, друзья);

- угроза психических нарушений из-за постоянных стычек с темными сторонами жизни и психической патологией (К. Юнг называет это "подсознательной инфекцией"). [13, с. 37]. Ведь психолог не имеет возможности узнать о деятельности клиента в реальной жизни, и получает информацию лишь от самого клиента, из его слов узнавая о многочисленных тревогах, страхах, неудачах, и, в гораздо меньшей мере – о достижениях.

Чрезмерное увлечение профессиональной деятельностью может сказаться и на семье психолога. Г. Кочюнас выделяет здесь две особенности:

1. профессиональная этика требует запретить психологу делиться с членами своей семьи своими психотерапевтическими впечатлениями.

2. Психологическое консультирование требует больших эмоциональных затрат, то есть, выслушивая проблемы других людей, углубляясь в их хлопоты, после рабочего дня бывает тяжело проникнуться хлопотами членов своей семьи. Ведь неопытный психолог-новичок может думать, скорее всего, о неразрешимых проблемах своего клиента даже по окончании рабочего времени.

Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, которые несут большую эмоциональную нагрузку. Представителям этих профессий угрожает опасность "синдрома выгорания".

"Синдром выгорания" - сложный психофизиологический феномен, который выражается в эмоциональном, умственном и физическом истощении после продолжительной эмоциональной нагрузки и является показателем профессиональной дезадаптации работника [14, с. 127].

Феномен "выгорание" является кризисным состоянием и характеризуется душевной и физической усталостью, потерей веры в собственные силы, и, как следствие, невозможность качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Причинами возникновения синдрома "выгорания" по мнению О. Н. Моховикова являются: внутренний конфликт, острый психологический стресс, острая или хроническая фрустрация.

Отечественные психологи считают, что в основе феномена "выгорания" лежит механизм идентификации - отчуждение. Идентифицируясь с отрицательными переживаниями клиента, консультант переживает "чужое свое" и, нарушая целостность «Я» в кризисных ситуациях обуславливает "выгорание". [15, с. 36].

Кочюнас Р. отмечает, что люди с определенными чертами личности (неспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествлять себя с другими) больше поддаются этому синдрому.

Не секрет, что во время своей деятельности психолог нередко ощущает сильные отрицательные эмоции. Существуют запросы от клиентов с целью манипулирования консультантом, обращение по поводу актуальных сенсаций, просьба «навредить» родителям, детям и друзьям, обращение со скуки, обращение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

У любого психолога есть и постоянные клиенты. Чаще всего, это, те, кто пережил психическую травму и требует продолжительной поддержки: одинокие люди, инвалиды, душевнобольные. Поэтому эмоциональная стойкость для психолога – это одно из необходимых профессиональных качеств.

Исследование психологов и физиологов свидетельствует о взаимосвязи эмоциональной стойкости и свойств высшей нервной деятельности. П. К. Анохин свидетельствует, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах. Я. Стреляу считает, что эмоциональная стойкость зависит от свойства "реактивности личности". В случае "реактивность" характеризует высоту порога чувствительность проблемы и порога трудоспособности: что чем ниже порог чувствительности, тем ниже порог трудоспособности. А особы, у которых реактивность к стимулам высокая, в значительной мере ухудшают качество деятельности в стрессовых ситуациях.

Страницы: 1 2 3


«Депрессивный стресс: предпосылки и развитие»
Коллективное бессознательное, согласно традиционным представлениям, иллюстрирует материалистический импульс, в полном соответствии с основными законами развития человека. Самонаблюдение, на первый взгляд, дает инсайт, как и предсказывает теория о бесполезном знании. Код, на первый взгляд, отчуждает аутизм, Гоббс одним из первых осветил ...

Влияния педагогической толерантности на эффективность педагогической деятельности
Коммуникативная и социокультурная толерантность оказывают влияние на эффективность обучающей и воспитательной деятельности, чем выше уровень коммуникативной толерантности (10) и социокультурной толерантность (14), тем выше эффективность обучающей (16) и воспитательной (17) деятельности учителя (см. рисунок 6.1, 6.2.). Рис. 6.1. Взаим ...

Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте учебная Деятельность становится ведущей. Компоненты учебной Деятельности: мотивация, учебная задача, учебные операции, контроль, оценка. Мотивация – учебно-познавательная, потребность в саморазвитии (по Эльконину). Мотивационная сфера (Леонтьев). Развиваются разнообразные социальные мотивы. Главный мотив уч ...