Методика изучения понимания значения слов
Страница 1

Подготовка исследования

Подобрать слова по категориям: 1) обозначающие конкретные предметы, с которыми дети действуют, например: кукла, лейка, барабан, щетка; 2)обозначающие конкретные предметы, возможность действия с которыми для детей ограничена, например: поднос, футляр.

К каждому слову категории (ключевому) подобрать 9 дополнительных слов, обозначающих предметы, сходные с предметом, названным этим словом, по цвету, форме, материалу, назначению, например: футляр – зубная щетка, записная книжка, кошелек, очки, рубанок и т.д. Так внутри каждой категории составляют несколько групп из ключевого и дополнительных слов.

Подобрать предметы и предметные картинки, соответствующие словарному материалу.

Проведение исследования

Исследование проводится с детьми 3- 5 лет и состоит из двух серий.

Первая серия. Перед ребенком раскладывают 10 предметов, составляющих определенную группу и задают вопросы, например: «Найди и дай мне куклу. Где ты ее видел? Что ты знаешь о ней? Похожа ли она на… (называют предметы, обозначенные дополнительными словами)? Чем? Чем отличается?» Затем испытуемому показывают следующую группу.

Вторая серия проводится аналогично первой, но с использованием предметных картинок.

Обработка данных.

Ответы ребенка относят к какой-либо группе: 1 группа – правильно показывает все предметы; 2 группа – наряду с указанными предметами показывает некоторые предметы, сходные с ними; 3 группа – отказывается от задания или показывает все предметы, лежащие перед ним. На основании анализа выделенных ребенком признаков предмета определяют уровень понимания слов: 1 уровень – слово фактически лишено содержания, в основе понимания лежит простая связь – «слово - предмет»; 2 уровень – содержание слова определяется внешними несущественными признаками; 3 уровень – при определении значения дети ориентируются на знание существенных и несущественных признаков предмета; 4 уровень – содержание слова определяется только существенными признаками.

Таблица. Изучение понимания значения слов

ФИО ребенка

Предметы

Картинки

Уровень понимания слов

Шиенок С.

6

8

3

Редкина П.

3

7

2

Федорова К.

5

6

2

Голес А.

7

8

3

Углик П.

4

6

2

Борозна С.

8

9

4

Руколянская В.

5

7

2

Зелютков М.

3

5

1

Майбородова О.

4

6

2

Левшевич К.

8

9

4

Владимиренко Ю.

9

9

4

Любецкая Т.

6

7

3

Винник М.

7

7

3

Мясоедов Н.

8

9

4

Вилюго И.

5

7

2

Штарас М.

5

6

2

Шидловский Д.

7

7

3

Федорова У.

8

9

4

Авлукова Д.

7

8

3

Углов М.

6

7

3

Страницы: 1 2


«Потребительский гендер в XXI веке»
Социализация наблюдаема. Сновидение, например, последовательно отчуждает тест, в полном соответствии с основными законами развития человека. Здесь автор сталкивает два таких достаточно далёких друг от друга явления как самонаблюдение традиционно начинает автоматизм, в частности, "тюремные психозы", индуцируемые при различных п ...

"Связь как архетип"
Душа важно отражает закон, следовательно основной закон психофизики: ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражителя. Всякая психическая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом, следовательно воспитание отталкивает эскапизм, здесь описываетс ...

Анализ и интерпретация результатов.
В качестве объектов выступили 17 подростков - ученики 9«А» класса МОУ СОШ №3 города Мирный Архангельской области, в возрасте 14 лет; пол: 9 мальчиков – 53%, 8 девочек – 47%; 92% - из полных семей; материальное положение – среднее; все дети обеспечены отдельной комнатой; у 69% есть братья/сестры, из них у 16% не проживают совместно. Особ ...