Регулирование и разрешение конфликтов в условиях правоохранительной деятельности.
Страница 7

Психологические материалы » Регулирование и разрешение конфликтов » Регулирование и разрешение конфликтов в условиях правоохранительной деятельности.

Бывают такие ситуации, когда разрешение конфликта путем компромисса не представляется возможным. Причиной может высту­пать неделимый объект конфликта (как в примере с вакантной долж­ностью) или индивидуальные особенности субъектов конфликта. В этом случае рекомендуется поступить следующим образом:

• ликвидировать объект конфликта. Например, конфликт в от­ношении вакантной должности в подразделении между двумя претендентами не прекращается. Руководство назначает на данную должность третье лицо. Таким образом, объект кон­фликта устраняется, и сам конфликт сходит на нет;

• заменить объект конфликта. Например, с целью разрешения конфликта в подразделении руководство предлагает одному из субъектов равноценную должность в другом подразделении;

• разрешить конфликт путем привлечения третейских судей, в качестве которых рекомендуются сотрудники коллектива под­разделения, представители общественности и т.п.;

• устранить возможность вступления в контакт субъектов кон­фликта. Этот крайний вариант разрешения конфликта заклю­чается в создании условий, устраняющих возможность взаи­модействия конфликтующих сторон и коллектива, и переводе сотрудников в разные подразделения.

Средством реализации процесса разрешения конфликта может выступать различная тактика, состоящая из совокупности спо­собов и приемов воздействия на оппонента в конфликте: рацио­нальное убеждение; дружеское обращение; заискивание; заключе­ние сделок; демонстративные действия; давление; апелляция к вла­сти; санкционирование; коалиция.

Важную роль в разрешении конфликта играют следующие фак­торы: адекватность отражения конфликта; открытость общения конфликтующих сторон; создание климата доверия; определение существа конфликта.

Необходимо иметь в виду, что имеется ряд психологических яв­лений, затрудняющих адекватное отражение конфликта:

• так называемая «иллюзия собственного благородства», когда человеку, вовлеченному в конфликт, кажется, что истина и справедливость целиком на его стороне, уверенность в этом определяет поведение человека в процессе разрешения кон­фликта;

• «поиски соринки в глазу другого», когда каждый из участни­ков конфликта видит, как правило, только недостатки своего оппонента, не замечая при этом собственных;

• упрощение конфликтной ситуации, в результате которого под­тверждается представление о правильности своих действий и неадекватности действий оппонента.

И, наконец, существуют основные принципы разрешения кон­фликта, предложенные еще Р. Фишером, У. Юри в известной книге «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» (М.: Наука, 1990): 1) отделение людей от проблемы; 2) внимание интересам, а не лицам; 3) предложение взаимовыгодных вариантов; 4) использо­вание объективных критериев.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Защитные механизмы личности.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. 1)Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “С ...

Формула чувства любви
В качестве примера, отвечающего указанным требованиям, рассмотрим формулу, предложенную Евгением Сушко, для анализа чувства любви [5]. Предварительно отметим, что четкого и бесспорного определения любви не существует, и неизвестно появится ли оно вообще, учитывая огромное отличие во взглядах на любовь различных специалистов. Можно беско ...

Понятие и классификации конфликта
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их д ...