Регулирование и разрешение конфликтов в условиях правоохранительной деятельности.Страница 3
Как уже указывалось выше, источником конфликта является противоречие, которое возникает там, где есть рассогласование:
• знаний, умений, способностей и личностных качеств;
• функций управления, эмоциональных, психических и других состояний;
• технологических, экономических процессов и т.д.;
• целей, средств и методов деятельности;
• мотивов, потребностей, ценностных ориентации;
• мнений, взглядов, убеждений;
• понимания и интерпретации информации;
• ожиданий, позиций;
• оценок и самооценок.
Типология конфликтов.
По степени остроты противоречий конфликты подразделяются на следующие виды: недовольство, разногласие, противодействие, вражда.
По проблемно-деятельному признаку различают конфликты управленческие, педагогические, производственные, экономические, творческие, политические и др.
По степени вовлеченности людей в конфликт выделяют межличностные (конфликты между двумя субъектами, пытающимися достичь противоположных целей), межгрупповые (конфликты между социальными группами), классовые, межгосударственные, межнациональные (отличаются от межгосударственных тем, что в их основе лежит этнический признак).
Отдельно подлежит рассмотрению внутриличностный конфликт, то есть конфликт внутри самого субъекта, характеризующийся борьбой равных по силе мотивов (борьба между «хорошо» и «отлично», «хочу», «могу» и «надо», желаниями и возможностями). В качестве примера можно привести бытовую ситуацию, в которой часто оказывается любой человек. Ранним утром вам необходимо встать с постели, чтобы успеть на работу.
Возникает вполне объяснимая дилемма, когда, с одной стороны, существует физиологическая потребность в отдыхе, выражающаяся в желании еще поспать, а с другой стороны, при опоздании на работу ваши аргументы о необходимости сна руководством подразделения приняты не будут. Человек становится перед конкретным выбором и, таким образом, вступает в конфликт со своими желаниями и возможностями.
По характеру объективной ситуации, противоречия и понимания его противоборствующими сторонами типология конфликтов такова: подлинный конфликт — случайный или условный — смещенный — неверно приписанный — латентный (скрытый) — ложный.
Большинство конфликтов между сотрудником ОВД и противодействующими ему лицами возникают не в силу противоречия их личных целей и интересов, а в связи с выполнением сотрудником своих профессиональных обязанностей, своей социальной роли. Такие конфликты называются социально-ролевыми или просто ролевыми.
В деятельности сотрудников органов внутренних дел конфликт может быть деловым — относиться к предметному содержанию конфликтного взаимодействия сотрудника и противодействующего ему лица; позиционным — направленным на изменение взаимоотношений участников конфликтного общения.
Конфликт выполняет следующие основные функции: конструктивную и деструктивную. При конструктивном конфликте оппонент не выходит за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Причинами конструктивных конфликтов, как правило, являются неблагополучные условия работы, несовершенная система оплаты труда, неритмичность работы, упущения в технологии, сверхурочные работы, несоответствие прав и обязанностей, низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины и т.п.
Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.
Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относятся неправильные действия руководителя и подчиненных, а также психологическая несовместимость отдельных людей.
Конфликты могут выполнять и ряд других функций, среди которых: сигнальная, диагностическая, восстановительная, зондирующая, регулятивная.
В повседневной жизни сложилось достаточно однозначное отношение к конфликтам как к негативным явлениям. Появление его рассматривается как симптом неблагополучных отношений.
Контрольное тестирование
1. Предмет юридической психологии:
А - закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека;
Б - закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом;
В - пограничные психические расстройства личности;
2. К задачам юридической психологии относятся:
А - синтез п ...
Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника
учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте дети воспроизводят не только знания и умения, соответствующие основам указанных выше форм общественного сознания, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления, —рефлексию, анализ, мысленный эксперимент.
Иными словами, со ...
Депрессанты.
Барбитураты - это депрессанты, снижающие активность центральной нервной системы, обычно приводящие её в состояние успокоенности, опьянения и сна. В эту категорию входят препараты, обычно используемые в качестве снотворного, такие как кваалюд (Quaalude), нембутал (Nembutal), секонал (Seconal), тринал (Tuinal), амитал (Amital) или фенобар ...