Источники конфликтов и способы их урегулированияСтраница 4
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни одна из рассмотренных линий поведения при разрешении конфликта не может быть выделена как самая лучшая. Надо научиться эффективно использовать каждую из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Конфликт и агрессивное поведение личности.
Так как в большинстве случаев конфликт обусловливается агрессивностью поведения оппонента (ибо инцидент является порождением агрессии), данное психическое состояние личности следует рассмотреть отдельно.
Агрессивность — психическое состояние личности, обусловленное ее реакцией на фрустрацию потребностей и конфликтную ситуацию, выражающееся в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им морального и физического ущерба, а также страданий.
Психологической науке известны следующие виды агрессивных реакций:
• физическая (нападение, причинение физического ущерба);
• косвенная (злобные шутки, сплетни, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, истерике);
• склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);
• негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);
• обида (зависть и ненависть к окружающим из-за действительных или вымышленных сведений);
• подозрительность в диапазоне от недоверия, осторожности до убеждения, что все люди приносят вред или планируют его;
• вербальная агрессия, то есть выражение негативных чувств как через форму словесных ответов (ссора, крик), так и через их содержание (угроза, проклятия, ругань).
Агрессивность обычно характерна для лиц с повышенным уровнем тревожности, испытывающих бессознательную неуверенность в своем социальном или биологическом статусе. В деятельности сотрудников ОВД агрессивность приобретает субъективный смысл защиты от враждебной им среды, которая может быть обусловлена наличием у объекта взаимодействия негативных эмоций, таких, как злоба, отчаяние, горе.
Для нейтрализации агрессивного состояния необходимо:
• предоставить возможность собеседнику высказаться до конца, что бы при этом он ни говорил;
• проявлять к собеседнику искреннее внимание и уважение, интересоваться его проблемами;
• на вопросы и реплики отвечать уверенно и спокойно, каким бы тоном они ни задавались;
• постараться перевести разговор с эмоционального уровня к взаимному обсуждению настоящей проблемы;
• искренне внушать собеседнику сознание его личной значимости.
Агрессия может выступать также одним из методов разрешения конфликта («клапан для выпуска пара»)
Сотруднику ОВД необходимо знать, что способ регулирования конфликта выбирается с учетом обстоятельств, в которых находятся он и его оппонент, и может быть изменен вследствие изменения данных обстоятельств.
Специфика конфликтов в системе ОВД.
Особый интерес представляет природа конфликтов в системе ОВД. Рассмотрим основные их разновидности.
1. Конфликт новатора с консерватором. В основе конфликта лежит столкновение устремлений новатора и консерватора. Очевидно, что по своим личностным качествам новатор диаметрально противоположен консерватору. Цель новатора — неустанный поиск новых, наиболее рациональных методов работы и их внедрение в практику. Консерватор проповедует незыблемость устоявшихся методов и традиций. Любые новшества, по мнению консерватора, негативно отражаются на профессиональной деятельности сотрудников и на результатах труда в целом. Оказавшись на месте руководителя, консерватор тормозит развитие новых методов и воплощение идей новатора в жизнь, в результате чего последнему приходится вступать в борьбу за свою идею. Завязывается конфликт, от исхода которого зависит не только судьба этой проблемы, но и дальнейшее отношение новатора к исполнению своих служебных обязанностей.
Семья как источник психического здоровья ребенка.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответ ...
Состояние проблемы в современной психолого-педагогической литературе
На данный момент существует достаточно небольшой количество литературы на тему Раннего Детского Аутизма. Еще меньше на тему особенностей развития детей, их проблем в обучении, социальной адаптации, и каких-то рекомендаций родителям и педагогам.
Здесь я приведу список книг, прочитанных мною. И рекомендованных педагогам, родителям, специ ...
Роль отношений и общения ребенка со взрослыми.
Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. В возрастной психологии прослеживается, как дети разного возраста общаются со взрослыми и друг с другом. С другой стороны, развитие ребенка зависит от содержания обучения и той формы, в которой это содержание ему преподносится. Поэтому, возникает второй вопрос: как взрослые дол ...
