Источники конфликтов и способы их урегулирования
Страница 4

Психологические материалы » Регулирование и разрешение конфликтов » Источники конфликтов и способы их урегулирования

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни одна из рассмотренных линий поведения при разрешении конфликта не может быть выделена как самая лучшая. Надо научиться эффектив­но использовать каждую из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Конфликт и агрессивное поведение личности.

Так как в большин­стве случаев конфликт обусловливается агрессивностью поведения оппонента (ибо инцидент является порождением агрессии), данное психическое состояние личности следует рассмотреть отдельно.

Агрессивность — психическое состояние личности, обусловлен­ное ее реакцией на фрустрацию потребностей и конфликтную си­туацию, выражающееся в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им морального и физического ущерба, а также страданий.

Психологической науке известны следующие виды агрессив­ных реакций:

• физическая (нападение, причинение физического ущерба);

• косвенная (злобные шутки, сплетни, взрывы ярости, прояв­ляющиеся в крике, топаний ногами, истерике);

• склонность к раздражению (готовность к проявлению нега­тивных чувств при малейшем возбуждении);

• негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);

• обида (зависть и ненависть к окружающим из-за действитель­ных или вымышленных сведений);

• подозрительность в диапазоне от недоверия, осторожности до убеждения, что все люди приносят вред или планируют его;

• вербальная агрессия, то есть выражение негативных чувств как через форму словесных ответов (ссора, крик), так и через их содержание (угроза, проклятия, ругань).

Агрессивность обычно характерна для лиц с повышенным уров­нем тревожности, испытывающих бессознательную неуверенность в своем социальном или биологическом статусе. В деятельности со­трудников ОВД агрессивность приобретает субъективный смысл защиты от враждебной им среды, которая может быть обусловлена наличием у объекта взаимодействия негативных эмоций, таких, как злоба, отчаяние, горе.

Для нейтрализации агрессивного состояния необходимо:

• предоставить возможность собеседнику высказаться до конца, что бы при этом он ни говорил;

• проявлять к собеседнику искреннее внимание и уважение, интересоваться его проблемами;

• на вопросы и реплики отвечать уверенно и спокойно, каким бы тоном они ни задавались;

• постараться перевести разговор с эмоционального уровня к взаимному обсуждению настоящей проблемы;

• искренне внушать собеседнику сознание его личной значи­мости.

Агрессия может выступать также одним из методов разрешения конфликта («клапан для выпуска пара»)

Сотруднику ОВД необходимо знать, что способ регулирования конфликта выбирается с учетом обстоятельств, в которых находятся он и его оппонент, и может быть изменен вследствие изменения данных обстоятельств.

Специфика конфликтов в системе ОВД.

Особый интерес пред­ставляет природа конфликтов в системе ОВД. Рассмотрим основ­ные их разновидности.

1. Конфликт новатора с консерватором. В основе конфликта ле­жит столкновение устремлений новатора и консерватора. Очевидно, что по своим личностным качествам новатор диаметрально проти­воположен консерватору. Цель новатора — неустанный поиск но­вых, наиболее рациональных методов работы и их внедрение в практику. Консерватор проповедует незыблемость устоявшихся ме­тодов и традиций. Любые новшества, по мнению консерватора, не­гативно отражаются на профессиональной деятельности сотрудни­ков и на результатах труда в целом. Оказавшись на месте руководи­теля, консерватор тормозит развитие новых методов и воплощение идей новатора в жизнь, в результате чего последнему приходится вступать в борьбу за свою идею. Завязывается конфликт, от исхода которого зависит не только судьба этой проблемы, но и дальнейшее отношение новатора к исполнению своих служебных обязанностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Теоретические аспекты диагностики мотивации межличностных отношений в учебной группе. Проблема мотивации межличностных отношений в психологии
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал Х. Хеккаузен "едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации" [8, с.38]. Разработка п ...

Формула чувства любви
В качестве примера, отвечающего указанным требованиям, рассмотрим формулу, предложенную Евгением Сушко, для анализа чувства любви [5]. Предварительно отметим, что четкого и бесспорного определения любви не существует, и неизвестно появится ли оно вообще, учитывая огромное отличие во взглядах на любовь различных специалистов. Можно беско ...

Методика диагностики развития речи дошкольников
Данная методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата. Задание А. ...