Источники конфликтов и способы их урегулирования
Страница 4

Психологические материалы » Регулирование и разрешение конфликтов » Источники конфликтов и способы их урегулирования

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни одна из рассмотренных линий поведения при разрешении конфликта не может быть выделена как самая лучшая. Надо научиться эффектив­но использовать каждую из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Конфликт и агрессивное поведение личности.

Так как в большин­стве случаев конфликт обусловливается агрессивностью поведения оппонента (ибо инцидент является порождением агрессии), данное психическое состояние личности следует рассмотреть отдельно.

Агрессивность — психическое состояние личности, обусловлен­ное ее реакцией на фрустрацию потребностей и конфликтную си­туацию, выражающееся в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им морального и физического ущерба, а также страданий.

Психологической науке известны следующие виды агрессив­ных реакций:

• физическая (нападение, причинение физического ущерба);

• косвенная (злобные шутки, сплетни, взрывы ярости, прояв­ляющиеся в крике, топаний ногами, истерике);

• склонность к раздражению (готовность к проявлению нега­тивных чувств при малейшем возбуждении);

• негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);

• обида (зависть и ненависть к окружающим из-за действитель­ных или вымышленных сведений);

• подозрительность в диапазоне от недоверия, осторожности до убеждения, что все люди приносят вред или планируют его;

• вербальная агрессия, то есть выражение негативных чувств как через форму словесных ответов (ссора, крик), так и через их содержание (угроза, проклятия, ругань).

Агрессивность обычно характерна для лиц с повышенным уров­нем тревожности, испытывающих бессознательную неуверенность в своем социальном или биологическом статусе. В деятельности со­трудников ОВД агрессивность приобретает субъективный смысл защиты от враждебной им среды, которая может быть обусловлена наличием у объекта взаимодействия негативных эмоций, таких, как злоба, отчаяние, горе.

Для нейтрализации агрессивного состояния необходимо:

• предоставить возможность собеседнику высказаться до конца, что бы при этом он ни говорил;

• проявлять к собеседнику искреннее внимание и уважение, интересоваться его проблемами;

• на вопросы и реплики отвечать уверенно и спокойно, каким бы тоном они ни задавались;

• постараться перевести разговор с эмоционального уровня к взаимному обсуждению настоящей проблемы;

• искренне внушать собеседнику сознание его личной значи­мости.

Агрессия может выступать также одним из методов разрешения конфликта («клапан для выпуска пара»)

Сотруднику ОВД необходимо знать, что способ регулирования конфликта выбирается с учетом обстоятельств, в которых находятся он и его оппонент, и может быть изменен вследствие изменения данных обстоятельств.

Специфика конфликтов в системе ОВД.

Особый интерес пред­ставляет природа конфликтов в системе ОВД. Рассмотрим основ­ные их разновидности.

1. Конфликт новатора с консерватором. В основе конфликта ле­жит столкновение устремлений новатора и консерватора. Очевидно, что по своим личностным качествам новатор диаметрально проти­воположен консерватору. Цель новатора — неустанный поиск но­вых, наиболее рациональных методов работы и их внедрение в практику. Консерватор проповедует незыблемость устоявшихся ме­тодов и традиций. Любые новшества, по мнению консерватора, не­гативно отражаются на профессиональной деятельности сотрудни­ков и на результатах труда в целом. Оказавшись на месте руководи­теля, консерватор тормозит развитие новых методов и воплощение идей новатора в жизнь, в результате чего последнему приходится вступать в борьбу за свою идею. Завязывается конфликт, от исхода которого зависит не только судьба этой проблемы, но и дальнейшее отношение новатора к исполнению своих служебных обязанностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Механизмы проявления страхов у детей
Механизмы проявления страха у человека является условно рефлекторным. Возможны и интуитивные проявления страха. В зависимости от авторов отмечаются разные причины страха. Дж. Боулби отмечает, что причиной страха является присутствие чего – то угрожающего, но и отсутствие того, что обеспечивает безопасность. К. Изард подразделил причи ...

Когнитивное развитие в младенчестве
Теория когнитивного развития оперирует понятиями мышления, рассуждения и решения задач с акцентом на характер динамики этих процессов, начинающихся в младенчестве . Швейцарский теоретик-когнитивист Жан Пиаже (1896-1980) был пионером в этой области исследований. С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее ...

«Почему традиционен аутотренинг?»
С феноменологической точки зрения, реакция осознаёт конвергентный интеллект, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Сновидение понимает оппортунический страх, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучени ...