Источники конфликтов и способы их урегулирования
Страница 4

Психологические материалы » Регулирование и разрешение конфликтов » Источники конфликтов и способы их урегулирования

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни одна из рассмотренных линий поведения при разрешении конфликта не может быть выделена как самая лучшая. Надо научиться эффектив­но использовать каждую из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Конфликт и агрессивное поведение личности.

Так как в большин­стве случаев конфликт обусловливается агрессивностью поведения оппонента (ибо инцидент является порождением агрессии), данное психическое состояние личности следует рассмотреть отдельно.

Агрессивность — психическое состояние личности, обусловлен­ное ее реакцией на фрустрацию потребностей и конфликтную си­туацию, выражающееся в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им морального и физического ущерба, а также страданий.

Психологической науке известны следующие виды агрессив­ных реакций:

• физическая (нападение, причинение физического ущерба);

• косвенная (злобные шутки, сплетни, взрывы ярости, прояв­ляющиеся в крике, топаний ногами, истерике);

• склонность к раздражению (готовность к проявлению нега­тивных чувств при малейшем возбуждении);

• негативизм (оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы);

• обида (зависть и ненависть к окружающим из-за действитель­ных или вымышленных сведений);

• подозрительность в диапазоне от недоверия, осторожности до убеждения, что все люди приносят вред или планируют его;

• вербальная агрессия, то есть выражение негативных чувств как через форму словесных ответов (ссора, крик), так и через их содержание (угроза, проклятия, ругань).

Агрессивность обычно характерна для лиц с повышенным уров­нем тревожности, испытывающих бессознательную неуверенность в своем социальном или биологическом статусе. В деятельности со­трудников ОВД агрессивность приобретает субъективный смысл защиты от враждебной им среды, которая может быть обусловлена наличием у объекта взаимодействия негативных эмоций, таких, как злоба, отчаяние, горе.

Для нейтрализации агрессивного состояния необходимо:

• предоставить возможность собеседнику высказаться до конца, что бы при этом он ни говорил;

• проявлять к собеседнику искреннее внимание и уважение, интересоваться его проблемами;

• на вопросы и реплики отвечать уверенно и спокойно, каким бы тоном они ни задавались;

• постараться перевести разговор с эмоционального уровня к взаимному обсуждению настоящей проблемы;

• искренне внушать собеседнику сознание его личной значи­мости.

Агрессия может выступать также одним из методов разрешения конфликта («клапан для выпуска пара»)

Сотруднику ОВД необходимо знать, что способ регулирования конфликта выбирается с учетом обстоятельств, в которых находятся он и его оппонент, и может быть изменен вследствие изменения данных обстоятельств.

Специфика конфликтов в системе ОВД.

Особый интерес пред­ставляет природа конфликтов в системе ОВД. Рассмотрим основ­ные их разновидности.

1. Конфликт новатора с консерватором. В основе конфликта ле­жит столкновение устремлений новатора и консерватора. Очевидно, что по своим личностным качествам новатор диаметрально проти­воположен консерватору. Цель новатора — неустанный поиск но­вых, наиболее рациональных методов работы и их внедрение в практику. Консерватор проповедует незыблемость устоявшихся ме­тодов и традиций. Любые новшества, по мнению консерватора, не­гативно отражаются на профессиональной деятельности сотрудни­ков и на результатах труда в целом. Оказавшись на месте руководи­теля, консерватор тормозит развитие новых методов и воплощение идей новатора в жизнь, в результате чего последнему приходится вступать в борьбу за свою идею. Завязывается конфликт, от исхода которого зависит не только судьба этой проблемы, но и дальнейшее отношение новатора к исполнению своих служебных обязанностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Заключение.
В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьше ...

Особенности психологии личности интересующего лица
Существуют следующие принципиальные научные положения об особенностях психологии личности интересующего лица [8, c. 98]. 1. На ранних этапах жизни человека в результате эмоционального отвергания родителями, лишения родительской ласки и попечения у ребенка на уровне бессознательного формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты с ...

«Феноменологический интеллект глазами современников»
Сновидение латентно. Закон теоретически возможен. Ассоциация понимает групповой страх, следовательно тенденция к конформизму связана с менее низким интеллектом. Гетерогенность, как принято считать, наблюдаема. Социализация изящно отражает депрессивный субъект, Гоббс одним из первых осветил эту проблему с позиций психологии. Этот концеп ...