Источники конфликтов и способы их урегулирования
Страница 2

Психологические материалы » Регулирование и разрешение конфликтов » Источники конфликтов и способы их урегулирования

Необходимо учитывать, что любой конфликт характеризуется несовпадением интересов и потребностей конфликтующих сторон. Несовпадение может быть действительным (когда имеется действи­тельное несовпадение целей, потребностей и интересов партнеров — в этом случае мы говорим о собственно конфликтном взаимодейст­вии) и мнимым, ложным (характеризующимся мнимым несовпаде­нием таковых, когда непонимание целей партнера ведет к тому, что кажется, будто он ведет себя не так — такими являются большинст­во бытовых конфликтов).

В профессиональной деятельности сотрудников ОВД постоянно встречается как одна, так и другая разновидность конфликта. Меж­ду тем любые конфликты мешают достижению практических целей деятельности, как было уже сказано выше, поскольку в процессе конфликтного взаимодействия неизбежно происходит переключе­ние внимания и сил участников с проблем правоохранительной деятельности на выяснение межличностных отношений (конфликт между сотрудником милиции и потерпевшим), дезорганизуется мышление его участников, разрушаются сложившиеся системы от­ношений. Напряженные конфликтные взаимодействия завершают­ся либо агрессией, либо (если агрессия загнана внутрь) психосома­тическими заболеваниями.

Аристотель по этому поводу сказал:

Если человеком овладевает гнев, решения его неизбежно становят­ся непригодными.

Линии поведения в конфликтных ситуациях.

Автор теста «Описа­ние поведения» К. Томас выделяет пять вероятных линий пове­дения личности в ситуации конфликта:

• соревнование (конкуренция, соперничество) как стремление добиться удовлетворения собственных интересов в ущерб другому;

• приспособление, означающее, в отличие от соревнования, при­несение в жертву собственных интересов ради другого;

• компромисс, то есть принесение в жертву части собственных интересов при условии удовлетворения другой части личных интересов;

• избегание, для которого характерно отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей;

• сотрудничество, когда участники ситуации приходят к аль­тернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих кон­фликтующих сторон.

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному исполь­зованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуа­ции и характера человека.

Стиль соревнования, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интере­сы. Его можно использовать, если исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наи­лучшее; чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять; должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полно­мочий для выбора этого шага; взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладае­те достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Проблема классификации межличностных отношений
В работах разных авторов одни и те же отношения обозначаются различными терминами. Это приводит к псевдоразличиям в классификациях видов отношений. Так, например, В.Н. Мясищев говорит об отношениях симпатии и антипатии как проявлениях более интегральных отношений дружбы и вражды. Л.Я. Гозман выделяет отношения симпатии и любви, включая ...

«Объект как интроекция»
Самонаблюдение традиционно интегрирует экспериментальный филогенез, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Проекция вызывает концептуальный закон, хотя этот факт нуждается в дальнейшей проверке наблюдением. Психе сем ...

Структура и особенности мотивации на начальном этапе обучения
Одной из важных характеристик учебной деятельности является мотивация. Она влияет не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. «Мотивация учения складывается их ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потр ...