Источники конфликтов и способы их урегулирования
Страница 1

Психологические материалы » Регулирование и разрешение конфликтов » Источники конфликтов и способы их урегулирования

Характеристика конфликтных действий и поведения.

Для того чтобы обходиться без конфликтов и грамотно их преодолевать, не­обходимо хорошо представлять себе, какие действия и какое пове­дение приводят и располагают к конфликтам:

• высказывание партнеру подозрения в его негативных побуж­дениях, открытое недоверие;

• перебивание собеседника при высказывании им своего мне­ния;

• несдержанность;

• открытое проявление личной антипатии к человеку; в постоянные или мелочные придирки;

• принижение значимости роли человека, его отрицательная оценка, «навешивание ярлыков»;

• угроза;

• подчеркивание разницы между собой и собеседником не в его пользу;

• заниженная оценка вклада партнера в общее дело, преувеличивание собственного вклада, своей роли;

• устойчивое нежелание признавать свои ошибки или чью-то правоту;

• постоянное навязывание своей точки зрения;

• неискренность;

• нарушение персонального физического пространства;

• обсуждение интимных проблем собеседника;

• резкое ускорение темпа беседы, ее неожиданное свертывание и т.п.

Воздействие на оппонента может быть манипулятивным и кон­структивным. При манипулировании происходит:

• раздражение оппонента, выведение его из равновесия;

• использование непонятных для оппонента слов;

• очень быстрый темп речи;

• отвлечение внимания от какой-либо мысли;

• перевод спора в сферу домыслов;

• другой вариант «чтения мыслей оппонента»;

• отсылка к высшим интересам без расшифровки;

• однозначная бездоказательная оценка;

• многозначительная недосказанность;

• ссылка на авторитеты, которые для данного случая не служат доказательством;

• подведение идей оппонента под неприемлемые доктрины, теории, установки;

е принижение личности оппонента, прерывание диалога с по­мощью демонстративной обиды;

• селекция аргументов;

• использование оборотов речи, действующих на подсознатель­ном уровне;

• приписывание оппоненту несуществующих качеств. Конструктивное воздействие означает:

• четкость и определенность обсуждаемых положений;

• исключение подмены предмета спора;

• обеспечение достаточности аргументов для доказательства те­зиса;

• непротиворечивость аргументов, открытость для убедитель­ных аргументов;

• условное принятие довода, стимулирование оппонента с по­мощью уточняющих вопросов и обращений за советом;

в тактичное объяснение характера ошибочных умозаключений;

• использование «метода Сократа», заключающегося в поста­новке серии вопросов, на которые просят дать однозначные ответы;

• уточнение высказываний, повторение аргументов и резюмирование;

• недопущение нападок на личность (обсуждать проблему);

• поэтапное выдвижение аргументов;

• предоставление возможности оппоненту «сохранить свое лицо». Ежедневно сотрудники органов внутренних дел вынуждены вступать в конфликт либо являться свидетелями конфликта на уровнях: личность — личность, личность — общество, личность — закон. Очевидно, что в процессе исполнения своих служебных обя­занностей сотрудник ОВД постоянно находится под воздействием конфликтной ситуации, при этом его провоцируют на конфликт ли­бо он сам провоцирует конфликт своим необдуманным поведением, эмоциональным срывом и т.д. Такая ситуация объясняется прежде всего психологической неподготовленностью сотрудника к деятель­ности в условиях конфликта. Следует заметить, что зачастую при­чинами этих конфликтов являются правовой нигилизм, отсутствие правовой культуры и правовая безграмотность граждан.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Эмпирическое исследование умений и навыков ребенкаю Цель и методы исследования
Тема исследования: наблюдение за умениями и навыками ребенка 1 года 10 месяцев. Цель: выявить достигнутые умения и навыки. Метод исследования: наблюдение. 1 год. Ø Адекватно реагирует на окружающую обстановку; Ø Ходит, держась за руку или за какой-нибудь предмет мебели; Ø Вертится во все стороны, становится не ...

Теоретические основы проблемы особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Подходы к типологизации личности в профессиональной
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуа ...

Роль коммуникативных качеств в управлении конфликтами
Одна из главных причин кризиса, переживаемого нашим обществом, состоит в отсутствии взаимопонимания между людьми - участниками различных сфер жизнедеятельности разного уровня и разного характера. Поэтому вопрос согласования взаимодействия - один из самых актуальных. Почти каждая общественная гуманитарная дисциплина имеет разделы, посвя ...