Психологическое здоровье детей.Страница 2
Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период. В этой деятельности формируется основные личностные новообразования. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируется «гордость за собственные достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивной деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.
Подлинным содержанием психического развития являются борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися. Внутренние противоречия выступают движущимися силами психического развития. Они различны в каждом возрасте, но в то же время протекают в рамках одного, противоречия между потребностью ребёнка быть взрослым, занимать определённое место в жизни общества, проявлять самостоятельность, и отсутствием реальных возможностей для её удовлетворения.
Ребёнок сначала развивается как эмоциональное существо, а после снижения остроты психоэмоциональналных переживаний на первый план выступают поведенческие аспекты. Неумение понять и направить нужное русло эмоции детей может обусловить грубейшие ошибки в воспитании.
О роли эмоций как регулятора поведения и социальных контактов говорится в работах Л.Г. Ольшанникова и С.И. Вершинина, где они отмечают положительную, адаптивную роль эмоций. В рамках такого подхода основными функциями эмоциональных отношений человека с окружающими является содержание усвоенных личностью общепринятых мнений, суждений, установок, в том числе и по отношению к учебно-познавательной деятельности.
Сегодня никто не станет возражать против того, что развитие психики и личностных качеств ребёнка, во многом определяются взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни формирующейся личностью и его ближайшим окружением. Это во многом определяется разным пониманием воспитания и того, что является стержнем взаимоотношений между ребёнком и взрослым – воспитательными отношениями.
Учащиеся, у которых отрицательная педагогическая оценка не совпадает с собственной, испытывают негативные переживания, такая оценка убивает их веру в себя, унижает достоинство. Дети пытаются отгородиться от всего, что вызывает у них неприятные чувства. В результате у них формируется безразличие, а иногда и отвергающее отношение к самому учителю и процессу учения.
В то же время, недостаточно разработаны психологические критерии диагностики эмоционально-волевых и личностных особенностей, влияющих на реализацию ребёнком своих интеллектуальных возможностей. Такое общепризнанное положение Л.С. Выготского, как единство аффекта и интеллекта, не всегда учитывалось в конкретной диагностикой практике.
Л.С. Выготский в своих работах доказал обоснованность подхода к единицам анализа психики как к развивающемуся целому, совмещающему интеллектуальные и аффективные характеристики. Он сформулировал нормативные требования к единицам анализа психики, противопоставив их элементам анализа.
Известно, однако, что результат тестирования познавательных навыков существенно зависит как от формы подачи инструкции, как и от ситуации тестирования в целом. Большое значение имеют и идивидуально-личностные характеристики обследуемого или тестируемого. Отношение ребёнка к ситуации исследования, устойчивость мотивации, эмоциональное подкрепление, реакции на неуспех и трудности в работе, самооценка существенно влияют на результат выполнения интеллектуального теста или задания.
Результаты диагностики и их обсуждение
В результате проведенного обследования мы получили следующие результаты (приложение 4, таблица 1).
Далее выборка была разделена на 2 группы, на мужчин и женщин. Основанием для разделения выборки на группы послужили гендерные различия, которые влияют на индивидуальный стиль деятельности педагога.
1 Группа – педагоги мужчины, в возрасте ...
Принципы коммуникации
Коммуникация:
• имеет цель
. Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные цели.
• непрерывна.
Поскольку общение включает как вербальные, так и невербальные элементы, то мы всегда посылаем поведенческие сообщения, из которых собеседник извлекает значение или делает выводы.
- относительна
. Относительность коммуникац ...
Интеллект личности
Интеллект в переводе с латинского (intellectus) означает познание, понимание, рассудок. Это способность мыслить и рационально познавать действительность. Интеллект зависит от:
· генетических особенностей;
· избранной человеком направленности в своей жизнедеятельности.
Интеллект развивается в процессе самоэксплуатации, самоупотреблени ...
