[an error occurred while processing the directive]

Развитие речи дошкольника. Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной и зарубежной психологии
Страница 3

Психологические материалы » Исследование процессов развития речи у дошкольников » Развитие речи дошкольника. Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной и зарубежной психологии

Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л.С.Выготский, Н.С.Жукова, В.С.Мухина и др.)

Проблемы, связанные с овладением речью, развитием и совершенствованием всех речевых процессов интересовала и зарубежных исследователей, психологов. Так, внимание исследователей привлек вопрос: какая из грамматических форм – существительное или глагол раньше появляется в детской речи. С точки зрения логики полагалось, что сначала должны появиться слова – существительные, поскольку они, в отличии от глаголов, принадлежат к устойчивым явлениям действительности. Однако Бейтс, в своих кросслингвистических исследованиях обнаружил, что этот тезис не оправдывается [2; 78]. Прочитать о задержке развития речи на портале детского препарата.

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые провел систематическое наблюдение за формированием речи. Выделив несколько периодов в этом процессе, он подчеркивал, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов развития речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он также выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главными из которых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению [14; 86].

Бюлер дает несколько иную трактовку развития речи. Связывая речь с процессом творчества, что, по его мнению является ведущей линией становления психики, он выдвинул эвристическую теорию речи. Бюлер считал, что речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от других психологов, Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи – это цепь открытий.

"Открытие" флективной природы языка К. Бюлер называет вторым языковым "открытием". По мнению Бюлера, на границе второго и третьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно "открывает", что слова в предложении связаны между собой. Советский исследователь А. Н. Гвоздев писал о трех стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, то есть правильное словоупотребление. Исследователи, попытавшиеся сформировать ориентацию на флективную природу языка ребенка, взяли две группы детей. В первой группе дети много-много раз повторяли: "кукла упала", "заяц упал" и т.п. Оказалось, что необходимо до 1000 повторений, чтобы ребенок смог безошибочно соединить эти два слова. Во второй группе была организована игра. В домик должны были войти лиса, слон и т.д. Экспериментатор говорил: "лиса", ребенок добавлял: "пришла", и лиса попадала в домик. Таким образом, в эксперименте согласование слов включили в контекст деятельности и понимания между взрослым и ребенком [14; 73].

До того времени, как развернулись кросслингвистические исследования и работы, существовало убеждение, что лексическое развитие проходит строго определенные этапы. Эти этапы можно представить в виде такой парадигмы: изолированные неизменяемые слова – комбинации этих изолированных неизменяемых по форме слов (так называемый «телеграфный стиль») – использование слов в разных падежах и глагольных формах – применение вспомогательных слов.

В своей статье Бейтс сообщает о фактах существования других типов развития лексических форм в разных языках. Так, в Западной Гренландии дети начинают с использования кусочков сложных слов, имеющихся во взрослом словоупотреблении 10-12 флективных элементов. Следующим шагом к развитию становится наращивание употребления флексий и лишь затем – употребление цепочек слов. Аналогично проходит процесс развития лексических форм в турецком языке [2; 83].

Таким образом, начало формирования грамматики связано у ребенка не только с использованием соединения слов, но и с построением внутренней системы категорий слов и словесных элементов. Интересно то обстоятельство, что если первые детские слова появляются обычно по прошествии 12-13 месяцев жизни и развития ребенка, то сопоставимое, а иногда даже и большее количество времени требуется, чтобы возникли соединения, связывание слов, то есть обнаружились первые признаки формирования понятийных категорий и грамматических отношений [2; 84].

Страницы: 1 2 3 4


Метод обнаружения зрительного эйдетизма
Иногда показания детей поражают своей точностью и обилием воспроизводимых деталей. В таких случаях могут возникнуть сомнения в достоверности показаний ребенка или подростка. Однако исключительная точность и полнота воспроизведения может объясняться наличием у ребенка зрительного эйдетизма, т. е. способности в течение длительного времени ...

Общая характеристика психологических особенностей ребенка раннего возраста
особенностью поведения детей раннего возраста является высокая эмоциональность. Отношение ребенка к окружающему миру в значительной степени эмоционально обусловлено. Эмоциональное состояние, как субъективный ответ организма на его связи с окружающим, основано на изменениях в этом окружающем и зависит от уровня развития ребенка и его вос ...

Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот п ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]