Введение. Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.
Страница 1

Психологические материалы » Темперамент и характер » Введение. Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Психология темперамента является одним из значимых разделов дифференциальной психологии. Свойства темперамента отличаются от других индивидуальных психических особенностей человека. Специфика свойств темперамента состоит в том, что они характеризуют динамику психической деятельности.

Развивая мысль о специфичности свойств темперамента, которые характеризуют динамику психической деятельности, B.C. Мерлин использовал такое сравнение: течение психической жизни подобно водному потоку - у одних как в горной реке, образы и мысли, чувства и настроения стремительно и быстро сменяют друг друга; у других — подобно широкой, многоводной реке в устье, психическая жизнь течет медленно с большим внутренним напором.

Они зависят от свойств организма не абсолютно однозначно, но наиболее однозначно, по сравнению с другими психическими свойствами. Психология темперамента изучает такие индивидуально-психологические свойства, которые регулируют психическую деятельность в целом и отдельных ее сторон и процессов.

Основной путь в исследовании темперамента заключается в соотнесении физиологических и психологических показателей. У людей разных типов темперамента не может быть совершенно одинаковых свойств. Психологическая характеристика каждого отдельного свойства зависит от его соотношения с другими свойствами. Исходя из этого, B.C. Мерлин считает, что повышенная эмоциональная возбудимость сангвиника, благодаря ее сочетанию с экстраверсией, имеет совершенно иной характер, чем болезненная чувствительность, сенситивность меланхолика, возникающая в связи с его интровертрированностыо.

В общем случае темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Темперамент — система показателей, характеризующих динамические особенности психики и поведения индивида. В этом определении содержатся, по существу, два информативных слова: "система" и "динамические", выделяющие темперамент из конструкции других составляющих психологической структуры личности. Темперамент описывает динамические, но не содержательные, не результативные стороны человеческой психики и поведения. Динамика — это темп, быстрота, ритм, сила, резкость, амплитуда и ряд других признаков движения в зависимости от его предметной специфики. Темперамент принципиально отличается от характера, описывающего содержательные, качественные аспекты выражения отношений человека к миру. Люди по-разному относятся к окружающему миру - к другим людям, к природе, к труду, к самим себе. Различные отношения выражаются в поведении, в поступках человека. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название "характер").

Страницы: 1 2


Исследование процессов развития речи у дошкольников (4-5 лет)
Для изучения процесса развития речи а также уровня сформированности речевых навыков дошкольников нами были использованы следующие методики: 1. «Словарная мобильность» (направлена на диагностику развития речи дошкольников); 2. Методика изучения понимания ребенком предлога; 3. Методика изучения понимания ребенком суффиксов; 4. Методик ...

Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию.
Книга Тео Питерса «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию» нацелена на практическое использование множества идей, касающихся столь плохо поддающемуся коррекции нарушению развития, как детский аутизм. Структура монографии отражает взгляды автора на основные нарушения, имеющиеся при детском аутизме. Все главы, ...

Сущность коммуникационного процесса
Коммуникация - это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступ_вер. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь. Участники - это люди, участвующие в процессе коммуникации и исполняющие ро ...