Источники самооценки и механизмы ее формированияСтраница 2
В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой индивидуальность, которая подвергается социальным воздействиям. Он знает, что обязательно учиться, и в процессе учения изменяет себя, присваивая коллектив-ные знаки (речь, цифры, ноты), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций [7,286]. В то же время ребенок знает, что отличается от других, переживает свою уникальность, свою "самость", стремится утвердить себя среди сверстников и взрослых.
В притязаниях ребенка младшего школьного возраста во главу угла становится учебная деятельность. Притязание на признание среди близких и учителей побуждает и принуждает его к развитию усидчивости, навыков самоконтроля и самооценки [7,298]. Относясь к взрослым и более старшим детям, как к образцу, младший школьник притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря этому он выполняет нормативы поведения – старается вести себя правильно, стремится к знаниям, так как его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших.
Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако, стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнить то, что от него ожидают, может стать причиной его капризов. Капризными, как правило, бывают неуспешные в школе или чрезмерно избалованные дети, или дети, на которых мало обращают внимания, или, наконец, дети, которые отстали от сверстников.
Подрастая, ребенок начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале. Именно в подростковом возрасте (от 12-13 до 15-16 лет) начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток, рефлексируя на себя, прилагает усилия к становлению как личности.
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от подростка обособления от семьи. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям окружающих. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной сущности, собственного "Я" [7,346]. Однако находиться наедине со своим "Я" ребенок еще не может, он не способен глубоко и объективно оценивать самого себя.
Оценки могут быть направлены не на личность подростка, а на долженствование. "Так надо", "Так принято", "Я должен" - эти позиции, которые могут приниматься без критики и ложиться в основу ценностных ориентаций и поведения подростка. Чувство исполненного долга, правильно выбранного поведения в соответствии с усвоенной нормативностью может приносить удовлетворение собой и быть наградой в притязании на признание[7,412]. Однако в отрочестве по большей части любая самооценка носит неустойчивый характер.
Особенности самосознания и самооценки в подростковом возрасте непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.
К юношескому возрасту человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном складывается "Я-образ" - относительно устойчивая система представлений о себе. Юноша стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе ("Кто Я?", "Каким Я должен быть?"), по отношению к другим людям, а так же к моральным ценностям.
Выводы к I главе.
Самооценка бывает общей и парциальной, актуальной и потенциальной, адекватной и неадекватной. Самооценка влияет на особенности поведения индивида в различных ситуациях (общение, учение, труд). Воздействие оценки на развитие индивида может быть стимулирующим и ориентирующим. Под влиянием оценки окружающих у личности складывается отношение себе и самооценка своей личности. Самооценка складывается в процессе воспитания.
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста (одно из принципиальных положений работы), поэтому книга, безусловно, рассчитана на психологов и педагогов, работающих с дошкольниками. Тем не менее и школьному психологу она будет весьма полезна по нескольким причинам.
Во-первых, по уровню развития игровых действий ребен ...
Понятие об эмоциях
Эмоция (от фр. emotion - чувство)
- психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный "продукт" эволюции, биологически обобщенные способы ...
Психологические типы интересующих лиц
Существует несколько типологических схем личности интересующего лица. Приведем некоторые из них. По признакам антиобщественной направленности поведения в основу типологии личности положены ее отношения к различным общественным ценностям [19, c. 65].
1. Негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам: жизни, здоро ...
