[an error occurred while processing the directive]

Характеристика экспериментальных методов исследования личности подростка, употребяющий ПАВ
Страница 1

Психологические материалы » Патопсихологическое исследование личности подростка, злоупотребляющего психоактивными веществами » Характеристика экспериментальных методов исследования личности подростка, употребяющий ПАВ

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать целостную характеристику личности.

В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности подростка. [4]

Вот некоторые из них, которые позволяют выявить особенности личности подростка, употребляющий ПАВ.

В эмпирическом исследовании беседа, как один из методов психодиагностики, имеет важное значение. Необходимым условием успешного проведения беседы является создание доброжелательной доверительной обстановки, в которой она проводится. Беседа проводится наедине, в отдельном кабинете, все отвлекающие факторы должны быть устранены.

Вступительные слова и первые вопросы играют важную роль в установлении контакта с учащимся. Они должны быть краткими, обоснованными, уверенными, вызывать у подростка интерес и желание продолжить беседу. Контакт с собеседником в постоянной поддержке и должен укрепляться в процессе интервью. Совершенно необходимо соблюдать определенную дистанцию в общении с подростком, которая, в то же время не должна нарушать формирующуюся доверительность разговора. Проявляя интерес и внимание к ответам учащегося, не следует демонстрировать свое оценочное отношение к предмету разговора.

Целенаправленная беседа позволяет составить общее представление об особенностях характера, мотивации, эмоциональной сфере и других личностных свойствах собеседника. Узловыми моментами в беседе являлись анамнестические сведения, сбор которых производится по общепринятым психологии канонам. Они включают в себя сведения о родителях, о наличии в семье психических заболеваний, злоупотреблении членами семьи алкоголем или наркотиками, характер внутрисемейных отношений, лидерство, конфликты в семье и типичные способы их разрешения, характеры членов семьи, материально-бытовые условия жизни. Выяснялись ведущие черты характера подростка (самооценка), изменения характера в разные периоды жизни (раннее детство, детство, переход к подростковому возрасту) и причины их повлекшие.

Основной задачей беседы с подростками является выяснение мировоззрения учащегося, его потребностей, жизненных установок и ориентировки в окружающем. Особое внимание обращалось на изучение личности учащегося, его интересов, круга общения, а так же выяснялось его отношения к проблеме наркомании и личном опыте употребления ПАВ.

Одним из важных моментов беседы является выяснение у подростка его склонностей и интересов, увлечения (спорт, литературные и музыкальные предпочтения, занятия во внеурочное время.)

Заканчивается интервью, как правило, свободной беседой с целью снятия напряжения у школьника. На этом этапе также могут выявиться значимые особенности личности подростка. Для уверенности в достоверности фактов, изложенных в автобиографических рассказах (беседе) Л. Гольштак (1990) выделяет следующие условия доверия личным документам;

1. осторожное отношение автора к изучаемым фактам, которые ни в коей мере не затрагивают его личных интересов, не являются предметом его пристрастия;

2. когда свидетельство наносит определенный ущерб автору и сама запись (речь) носит характер исповеди;

3. если данные, сообщаемые им, являлись на тот момент всеобщим достоянием и автор сообщает, следовательно, нечто общеизвестное;

4. когда сообщение или его часть представляют интерес для исследователя и вместе с тем оказываются не соответствующими точке зрения основного содержания текста личного документа;

5. заслуживает доверия также сообщение, которое находится в противоречии с предполагаемыми исследователем установками автора.

Наблюдение как метод исследования есть целенаправленное, определенным образом организованное восприятие, обусловленное задачей, стоящей перед наблюдателем, и сущностью рассматриваемого явления. Важнейшими признаками, отражающими сущность научного наблюдения, являются: замысел, соотнесение с другими методами исследования, осмысление результатов, контроль. Наблюдение является основой планирования эксперимента - метода наиболее адекватного для установления причинно-следственных отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Ситуация психически эффективного поведения человека.
«Некоторое время назад я присутствовала при ситуации, которая произошла с моей очень хорошей подругой. Она учится в одном из институтов нашего города, на очном отделении. Днём учеба, а вечером она подрабатывает продавцом в магазине. Она - одна из успешных студенток курса. Всегда выполняла все необходимые задания, вовремя сдавала рефера ...

Методика и организация исследования
Исследование проводилось в первом полугодии 2004 г. на базе МОУ СОШ №1 Г.Оханска. Школа первый год работает новым составом. Объединены в рамках оптимизации образования две городские школы: СОШ №1 – 670 учащихся и СОШ №2 - 450 учащихся. Произошло слияние двух коллективов, несколько отличающихся по стилю педагогической практики, отношени ...

Черты характера.
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу пре ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]