Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков
с различными типами личности в профессиональной сфере. Организация
и методы исследования особенностей темперамента и акценСтраница 4
3. Опросник Дж. Холланда.
Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью опросника Дж. Холланда "Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности". Опросник состоит из 42 пар различных профессий. Каждая профессия состоит в паре с относящейся к другому типу одинаковое количество раз. В результате необходимо выбрать 42 профессии. Далее подсчитывается, сколько из избранных профессий относится к каждому типу личности. Можно составить формулу в виде шести букв (соответствующих названиям: Конвенционный – К, Реалистичный – Р, интеллектуальный – И, Артистичный – А, Социальный – С, Предприимчивый – П), ранжируемых в порядке значимости. Основное внимание нужно уделять, по мнению Холланда, 2-3 типам, которые набрали наибольшее количество профессий. На первом месте стоит самая большая буква, соответствующая наиболее ярко выраженному типу и отражающая существенные значения определенных характеристик личности. На втором и третьем месте – следующие по значению, хотя и менее значимы, чем первая, но учитываемые при интерпретации результатов [26].
Результаты Опросника Дж. Холланда представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты Опросника Дж. Холланда
Всего испытуемых |
Выявленный тип Личности | |||||
Интеллектуальный |
Артистичный |
Социальный |
Предприимчивый |
Конвеционный |
Реалистичный | |
30 |
9 |
10 |
5 |
11 |
2 |
5 |
Для наглядности представим данные Опросника на рисунке 3.
Результаты диагностики Опросника Дж.Холланда показали, что Интеллектуальный тип личности имеют 9 подростков. Они предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Эти подростки охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания.
Рис.3 Результаты опросника Дж. Холланда
Артистичный тип личности имеют 10 подростков. Эти подростки оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию.
Социальный тип личности имеют 5 подростков. Эти подростки гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека.
Предприимчивый тип личности наблюдался у 11 подростков. Эти подростки находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.
Конвеционный тип личности имеют 2 подростка. Эти подростки проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу.
Формы толерантности
Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах:
- безразличие (толерантных отношений в такой форме вполне достаточно, когда дело касается различий в обычаях, мнениях, убеждениях) [82, с. 49].
- уважение к Другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу ...
Темперамент и личность
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспита ...
Описание основных проективных тестов
Тест Роршаха. «Тест Роршаха состоит из 10 чернильных пятен, отпечатанных на карточках. Роршах выбрал чернильные пятна потому, что они не ассоциируются ни с чем реалистичным и поэтому требуют от тестируемых попытки увидеть нечто в самих себе, чтобы спроецировать на пятна свои тайные мысли и чувства. Он изобразил свои чернильные пятна так ...