Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков
с различными типами личности в профессиональной сфере. Организация
и методы исследования особенностей темперамента и акценСтраница 4
3. Опросник Дж. Холланда.
Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью опросника Дж. Холланда "Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности". Опросник состоит из 42 пар различных профессий. Каждая профессия состоит в паре с относящейся к другому типу одинаковое количество раз. В результате необходимо выбрать 42 профессии. Далее подсчитывается, сколько из избранных профессий относится к каждому типу личности. Можно составить формулу в виде шести букв (соответствующих названиям: Конвенционный – К, Реалистичный – Р, интеллектуальный – И, Артистичный – А, Социальный – С, Предприимчивый – П), ранжируемых в порядке значимости. Основное внимание нужно уделять, по мнению Холланда, 2-3 типам, которые набрали наибольшее количество профессий. На первом месте стоит самая большая буква, соответствующая наиболее ярко выраженному типу и отражающая существенные значения определенных характеристик личности. На втором и третьем месте – следующие по значению, хотя и менее значимы, чем первая, но учитываемые при интерпретации результатов [26].
Результаты Опросника Дж. Холланда представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты Опросника Дж. Холланда
Всего испытуемых |
Выявленный тип Личности | |||||
Интеллектуальный |
Артистичный |
Социальный |
Предприимчивый |
Конвеционный |
Реалистичный | |
30 |
9 |
10 |
5 |
11 |
2 |
5 |
Для наглядности представим данные Опросника на рисунке 3.
Результаты диагностики Опросника Дж.Холланда показали, что Интеллектуальный тип личности имеют 9 подростков. Они предпочитают выполнять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы. Эти подростки охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания.
Рис.3 Результаты опросника Дж. Холланда
Артистичный тип личности имеют 10 подростков. Эти подростки оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию.
Социальный тип личности имеют 5 подростков. Эти подростки гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека.
Предприимчивый тип личности наблюдался у 11 подростков. Эти подростки находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей.
Конвеционный тип личности имеют 2 подростка. Эти подростки проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу.
Физиологические основы восприятия
Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием предметов внешнего мира и передающиеся по центростремительным нервам в кору мозга. В зависимости от того ...
Принципы и закономерности психического развития в теории развития Л .С
.Выготского- Д .Б. Эльконина
теория развития детской психики получила свое основание в работах Л . С . Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников – А.Н.Леонтьева, Д . Б . Эльконина . В качестве основного принципа рассмотрения развития Л . С . Выготский берёт принцип историзма, рассматривая психические реалии в происхождении, становлении, а такж ...
Эмоциональное и волевое регулирование
поведения и деятельности человека.
Характеристика эмоций и чувств, как форм отражения действительности и
регуляций поведения и деятельности человека.
Эмоциональная сфера человека включает в себя самые различные эмоциональные проявления, начиная с эмоциональной реакции и кончая эмоциональными преобразованиями личности.
В современной науке эмоциональную сферу человека принято рассматривать в 3х аспектах:
- процессуальном
- профессиональном
-содержательном
- функциональном
Когда г ...