Психологическая характеристика потребностно-мотивационной и индивидуальной
сфер.Страница 2
Особенности темперамента определяются свойствами основных нервных процессов (возбуждения и торможения):
• силой нервных процессов (способность нервной системы выдерживать большие нагрузки, работоспособность и выносливость сильных раздражителей)
• уравновешенностью (соотношение между возбуждением и торможением, преобладание одного из них)
• подвижностью (быстрота смены процессов)
Как мы уже отмечали, темперамент отвечает за динамическую сторону личности. Свойства, определяющие сущность личности, заложены в другой индивидуальной особенности - характере. Характер - это совокупность устойчивых качеств личности, выражающих ее отношение к действительности и проявляющихся в поведении. Характер и темперамент тесно связаны: темперамент влияет на форму проявления характера, окрашивая те или иные его черты, и, в свою очередь, особенности темперамента перестраиваются под воздействием характера.
Условия жизни и деятельности каждого человека своеобразны и неповторимы. В результате этого существует бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Наряду с этим в жизни и деятельности людей, живущих в одинаковых условиях, имеется много общего следовательно, и в характере их будут некоторые общие черты, отражающие общие, типичные обстоятельства их жизни. Таким образом, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного.
В противоположность темпераменту характер является результатом взаимодействия человека со средой, процессов воспитания и самовоспитания.
В структуре характера выделяется несколько групп, черт:
• черты, выражающие отношение человека к труду, деятельности
• черты, выражающие отношение к другим людям, обществу
• черты, выражающие отношение человека к самому себе
• черты, выражающие отношение к вещам.
Количество разнообразных черт, особенностей, свойств характера у людей достаточно велико. Причем, вариативность их проявляется не только в качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Это усиление определенной черты обычно обнаруживается только под воздействием каких-либо факторов и в определенных условиях.
Проблема акцентуированных свойств характера представляет профессиональный интерес для сотрудников ОВД, поскольку достаточно много правовых норм имеет отношение к рассматриваемой проблеме.
В качестве иллюстрации приведем некоторые из таких формулировок Уголовного кодекса РФ:
• психическое расстройство, не исключающее вменяемости (ч.2 ст.22);
• деяние, совершенное по легкомыслию (ч.1,2 ст.26);
• несоответствие психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ч.2 ст.28);
• лишение права заниматься определенной деятельностью, .если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права . заниматься определенной деятельностью (ч. З ст.47);
• при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного . (ч.Зст.60);
• совершение преступления с особой жестокостью . (п. «и» ч.1 ст.63, п. «д» ч.2 ст.105, п. «в» ч.2.ст.131).
Очевидно также то, что установление экстремальных состояний психики участников как уголовного, так и гражданского процесса в ряде случаев также невозможно без изучения индивидуально-психологических, в том числе, разумеется, и характерологических, особенностей личности правоотношений, а именно:
аффекта у виновного при совершении убийства (ч.1 и 2 ст. 107), при причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 113);
беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) по делам об изнасилованиях (ч.1 ст. 131), о насильственных действиях сексуального характера (ч.1 ст. 132);
такого состояния гражданина, участника сделки, когда он не был способен понимать значения своих действий или руководить ими (ч.1 ст. 177 ГК РФ).
Определение возраста в культурно-исторической теории развития
В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности - отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью. "К проблеме периодизации психического развития в детском возр ...
Проффесиональное значение дисциплины психология и педагогика для
деятельности менеджеров
Объектом психологической науки являются все живые существа. В связи с этим в психологической науке есть 2 раздела: зоопсихология (психология животных) и психология человека. Предметом психологической науки в разное время были:
- душа человека (средневековье)
- сознание человека
- поведение человека
- психика человека
- закономернос ...
Методика изучения понимания ребенком предлога
Подготовка исследования
Приготовить коробку с цветными карандашами, блюдце, чашку, ложку, коробочку из бумаги, круг диаметром 3 см.
Проведение исследования
. Исследование проводится индивидуально с детьми 2-5 лет. Экспериментатор предлагает ребенку выполнить ряд заданий:
1. Достать карандаш из коробки
2. Положить карандаш за коробку ...
