Деятельность Станислава Теофиловича Шацкого
Страница 1

Психологические материалы » Девиантное поведение подростков » Деятельность Станислава Теофиловича Шацкого

Станислав Теофилович Шацкий - выдающийся педагог, просветитель, общественный деятель. С 1905 года он начал создавать развивающие центры для детей и подростков, такие как «Сеттльмент», «Детский труд и отдых» и «Бодрая жизнь». Главное значение деятельности Шацкого заключалось в изучении социальной среды, её влияние на развитие человека. Он придерживался принципа открытости: взаимосвязи школы и окружающей социальной среды. Шацкий - один из представителей свободного воспитания. Он считал основными элементами развития подростков физическое развитие, материальный труд, игру, искусство, умственную и социальную деятельность. Шацкий поддерживал комплексное изучение, исходя из элементов жизни детей. Наиболее успешно проходило физическое воспитание и труд. В интеллектуальном труде главное Шацкий видел в умении анализировать, развивая кругозор.

В этапы педагогического анализа, по мнению Шацкого, входили:

1)знакомство с личным опытом подростка

2)этап обратной связи (т.е. учёт складывающегося детского контингента и коррекция работы с ним)

3)сообщение подросткам новых знаний, умений, навыков. Включение этих знаний, умений, навыков в жизненный опыт подростка через практику. По мысли Шацкого, изменению социальной среды способствовал социальный труд, пропаганда нового опыта подростками в своих семьях, выпуск и распространение плакатов с новыми знаниями.

В эстетическом творчестве главное Шацкий видел в развитии художественного вкуса, художественных способностей. Это развитие должно осуществляться в коллективном художественном творчестве, театральных постановках.

Шацкого поддерживали такие педагоги, как Валентина Шацкая, Александр Зеленко, Луиза Шлегер, Михаил Скаткин, Алексей Фортунатов.

В своей работе с детьми в колониях Шацкий большое внимание уделял самостоятельности, самоуправлению детей. Например, в своей книге «Дети- работники будущего» он описывал свою работу в колонии в Щелково в 1905 году: «Условия жизни на даче были так примитивны, что детям поневоле пришлось все время заботиться о себе. И действительно, все, что нужно было для обихода, было постепенно сделано ими самими. Обо всем детям нужно было подумать: сколько и где достать провизии, как приготовить обед, ужин.

Оба руководителя колонии поставили себе за правило оказывать как можно больше доверия детским мыслям и желаниям. Отсюда постепенно возникла в колонии атмосфера дружной семьи с искренними отношениями.

Дети с охотой принимали участие в обсуждении всего распорядка жизни и вносили сообща в эту жизнь много ценного. Порядок в колонии не устанавливался взрослыми. Он налаживался постепенно, вырабатываясь самой жизнью. Дети вкладывали много сил в установление его, поэтому они очень скоро стали его ценить. Единственным наказанием было “замечание”, делаемое общим собранием за проступки, главным образом против общественности. После трех замечаний виновный должен был оставить колонию.

В результате этого первого опыта у нас сложились такие убеждения, что дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них; что все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества; что авторитет старших только тогда и действителен, полезен и высок, когда в нем нет принудительного элемента, и что дети должны чувствовать доверие к себе со стороны старших, т.е. что для взрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям». Таким образом, Шацкий акцентировал внимание на взаимодоверии и взаимосотрудничестве детей и воспитателей. Он против авторитета силы взрослого, против принуждения. Шацкий сделал правильный вывод, что дети воспитывают и влияют друг на друга эффективнее, нежели это могли бы делать взрослые. Конечно, большую роль здесь играет и тот фактор, что дети сами обустраивали себе быт, заботились о себе.

Страницы: 1 2 3


Сфера применения
Круг дисциплин, в которых применяется контент-анализ, довольно широк. Помимо, в основном, социологии и политологии данная методика находит применение в антропологии, психологии, истории, литературоведении. С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, про ...

Роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования
С самого начала экспериментальных исследований целеполагания наметилось несколько основных подходов, различие между которыми не исчерпывалось методологией, но восходило к исходным теоретическим посылкам. Наиболее распространена в настоящее время система О.К. Тихомирова (1977), делающая упор на исследование процессов целеобразования. О ...

Развитие социального поведения младшего школьника
К концу первой ступени школы восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объёму. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-лог ...