Страхи – это серьезно.
Страница 3

Психологические материалы » Страхи » Страхи – это серьезно.

Ежедневно многие родители ведут подобные разговоры с детьми, пытаясь, каждый раз по-своему отвечать на интересующие их вопросы. Некоторые просто отмахиваются от детских проблем, как от назойливой мухи, будучи вечно занятыми, спешащими и эмоционально неглубокими. Страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста, но далеко не у всех он звучит внешне, проявляется в чем-либо. А есть дети, которые этот страх, как и многие другие страхи, не испытывают вообще. Обычно у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства поверхностны и мимолетны, интересы – неустойчивы, и звезд с неба, как говориться, они не хватают. Это обычно дети от родителей с хроническим алкоголизмом. Но страх может отсутствовать и у детей без каких-либо отклонений, родители которых общительны, хорошо контактны, являются примером уверенного в себе, адаптивного поведения.

В большинстве случаев страх смерти носит перманентный, не видимый внешне характер и проявляется от случая к случаю, в особых, драматически заостренных жизненных ситуациях, например: при болезни, разлуке с близкими, испугах и конфликтах. В большей степени страх смерти представлен у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей и, как многие другие страхи, носит преходящий, возрастной характер, т. е. его надо пережить, осознать как часть своего жизненного опыта.

Почему же возникает данный страх? В нормальном варианте он не появляется вдруг, внезапно, а исподволь, постепенно, как отражение особой фазы развития самосознания – осознание своего «я» во времени. Это было бы невозможно без понимания в общих чертах таких категорий, как время и пространство, начало и конец, жизни как таковой, поскольку с 5 лет интенсивно развивается абстрактное мышление и возрастает активность в познавательной области. Одновременно ребенок еще достаточно эмоционален, чтобы переживать волнующее его открытие – то, что он умрет в конце концов, как и все остальные люди. До этого он наивно верил, что будет жить вечно, отражая в этом потребность в постоянстве окружающего мира и себя как его неотъемлемой части. Однако подобная потребность вступала в противоречие с реальной действительностью. Его ближайшее окружение постоянно подвергалось изменениям. Кто-то прибывал, кто-то уходил навсегда, да и отношение к заболеваниям. Несчастным случаям стало иным. Они стали осознаваться как конкретная опасность, как угроза для продолжения жизни, как ее конец.

Еще раньше ребенок постиг значение начала: то, что он родился, что его когда-то не было – и вот он есть. Тут бы радоваться жизни, а она. Оказывается, должна когда-то кончиться. Возникающий страх смерти и есть осознание этого события, своего рода эмоциональный протест против рациональной необходимости умереть. Даже при своей максимальной выраженности он не находится в центре сознания и не беспокоит ребенка, если не спросить его об этом прямо. Тем не менее, страх смерти находит свое отражение во всех страхах, типичных для детей 5-7 лет (у каждого второго): нападение животных, глубины, огня, пожара и войны. Ничего удивительного – все они символизируют опасность для жизни, пусть и на уровне воображения. Причем девочки боятся значительно чаще, чем мальчики, т. е. у них более выражен лежащий в основе страха смерти инстинкт самосохранения. То же относится и к характерной для данного возраста боязни крокодила и Змея Горыныча, более присущей девочкам. Это и понятно. Интенсивно, через многие поколения закрепленный страх Чудовища – Дракона - прилетавшего, согласно народному эпосу, всегда внезапно, и сжигавшего все вокруг, забиравшего в неволю беззащитных – присущ в наибольшей степени именно представителям женского пола.

Страницы: 1 2 3 4


Контент-анализ как метод исслндования. Проблема контент-анализа
Контент-анализ (англ. content analysis; от content – содержание) – формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Метод контент-анализа характеризуется большой строгостью, систематичностью. В отечественной традиц ...

"Страх как эскапизм"
Стресс притягивает тест, в частности, "тюремные психозы", индуцируемые при различных психопатологических типологиях. Сознание неустойчиво вызывает субъект, тем не менее как только ортодоксальность окончательно возобладает, даже эта маленькая лазейка будет закрыта. Лидерство, иcходя из того, что гомогенно осознаёт ассоцианизм, ...

Основные этапы развития отечественной психологии. Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века
Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще в X-XV веках. На основе этих предпосылок в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям для их последующего развития. Социальную базу отечестве ...