Самооценка и условия ее формирования в младшем школьном возрасте
Страница 2

Младший школьный возраст характеризуется несколькими путями «оценивая себя»:

1. Оценка себя путем сопоставления уровня притязаний с объективными результатами своей деятельности.

2. Оценка себя через сравнение себя со сверстниками. Оценивая себя, ребенок вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только собственные достижения, но и социальную ситуацию в целом.

3. Оценка себя путем интериоризации чужих оценок. Представление о себе во многом зависит от того, как оценивают его окружающие. Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, неблагоприятных понижается.

4. Оценка себя через сравнение себя с самим собой.

5. Оценка себя через сравнение «Я - реального» и «Я – идеального».

Таким образом, оценивание можно рассматривать в этом возрасте на двух уровнях:

1 уровень - через соотнесение самого себя с другими людьми, т.е. «Я и другой»;

2 уровень - соотнесение происходит в рамках «Я и Я» [16,97].

Исследуемый возрастной период один из самых ранних и ответственных в плане развития и формирования самооценки, так как для младшего школьника характерна тенденция к развитию и расширению сферы «Я».

А. Валлон, давая оценку общему развитию личности в этот период, писал, что он менее ярок и богат; в этот период деятельность и любознательность ребенка направлена во внешний мир, которая ведет личность ребенка все к большей самостоятельности [43,28].

В исследованиях отечественных психологов показано, что младший школьный возраст в процессе общего психического развития и самооценки в частности, идет равномерно, без скачков, кризисов [26;28;38;41]. В это время происходит постепенное накопление психических качеств, «осознание своих психических свойств», которые подведут ребенка к сложному моменту его развития в подростковом возрасте. Таким образом, данный период количественных и качественных усложняющихся, уточняющихся представлений о своём «Я».

В.С. Мухина писала, что на каждом возрастном этапе продолжается развитие изначальных характеристик, определяемых как «притязания на признания» своего «Я» – своего имени, своих внешних и физических данных, своей внутренней психологической сущности [38,148]. В ходе социального и индивидуального развития младшего школьника, в процессе социализации, происходит понимание и оценка перечисленных выше характеристик. Но появление таких новообразований в данном возрасте как рефлексия и интроспекция (самонаблюдение) приводят к тому, что младший школьник меняет взгляд на окружающий мир, вырабатывает свои собственные взгляды, собственное мнение, представление о ценностях. Говоря о ценностных характеристиках, имеется в виду психологическая категория, которая выражает избирательное отношение индивида, в том числе и ребенка, к материальным и духовным явлениям, к социальному окружению.

Д.И. Фельдштейн в рамках социального развития ребенка выделяет два основных типа позиций ребенка по отношению к обществу: «Я в обществе» и «Я и общество» [4,34]. В социальной позиции «Я в обществе» реализуется потребность в приобщении себя к обществу, рассмотрения себя среди других, утверждения себя среди других, самореализации. «Я и общество» – это некая социальная позиция, в которой реализуется определении своего места в обществе, в общественном признании, осознании своего «Я» в системе равноправных отношений с другими людьми.

Н.Е. Анкундинова отмечает особенность оценочной деятельности учащихся младших классов. Она состоит в том, что школьник отчетливо стремиться к переоценке своей учебной и других видов деятельности, так и отдельных качеств и свойств его личность [30,47]. Данное стремление может быть вызвано тем, что младший школьник пытается получить одобрения своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям со стороны взрослых. С другой стороны, стремлением быть призванными в среде сверстников, как отмечает В.С. Мухина: «Притязание на признание у сверстников обусловлено сложными отношениями, в которых переплетаются отношения возрастной приязни к сверстнику и отношение соперничества»[38,147].

Стремление «быть как все» возникает из-за многих условий, особенности которых можно проследить в групповом методе работы детей, где индивидуальность каждого теряется; желанием вписаться в общество «себе подобных». Стремление «быть лучше, чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, получить признание своих трудов, т.к. успехи становятся предметом постоянного интереса и обозрения со стороны окружающих, и в первую очередь в классе, среди сверстников. Поэтому по результатам полученных отметок, дети начинают сравнивать друг друга, тем самым, обеспечивая превосходство одних над другими. В результате у одних детей появляется злорадство, а у других чувство зависти, что отражается на взаимоотношениях и как следствие - неадекватные самооценки: завышенные или заниженные. Таким образом, проблема взаимоотношений в группе сверстников, как собственно и в других социальных группах ближайшего окружения определяет адекватность оценочных отношений между её членами.

Страницы: 1 2 3 4


Основные методики коррекции развития для детей с церебральным параличом. Методика Бота
Французы Бота изложили свою систему работы в книге: "Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения". Целью работы Бота провозглашают обеспечение каждого ребенка максимум достижений. Педагогическая работа состоит из нескольких разделов: 1) Воспитание двигательных функций. 2) Воспитание ...

Определение характера.
В переводе с греческого «характер» — это «чеканка», «примета». Действительно, характер — это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т. д.) и в чертах темп ...

Внушение
Под внушением мы понимаем психическое воздействие одного человека на другого. Это воздействие представляет собой процесс искусственного внедрения мысленного образа, хранящегося в памяти у одного человека, в психику другого. Внушающему воздействию человек может подвергаться до восприятия конкретной информации, в момент восприятия и посл ...