Проблемы развития личности подростка
Страница 3

В отличие от предыдущей стадии, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое Я, то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к негативной идентификации, т.е. отождествляет свое Я с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья. Но иногда лучше идентифицировать себя с "хиппи", с "малолетним преступником", даже с "наркоманом", чем вообще не обрести своего Я.

С одной стороны, по уровню и характеру психологического развития, подростничество – это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных отношений. Несмотря на то, что подросток еще не включается в активную производительную деятельность, он реально вступает в значительно расширившиеся общественные отношения, новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределяется. Если в семье это и не всегда заметно, то в школе отчетливо выступает качественное изменение общественного положения подростков по сравнению с младшими школьниками, усложняются и расширяются связи, которые складываются у подростка с товарищами в классе, школе, общественных организациях. Он все активнее живет многогранной и содержательной жизнью коллектива. Резко увеличивается число и объем его общественных обязанностей. Однако изменение места занимаемого подростком в системе общественных отношений само по себе еще не определяет формирование его личности, а характеризует лишь уже достигнутую ступень. Развитие психики, формирование личности ребенка определяется только развитием деятельности, создающей новую структуру отношений.

Подростковый возраст трудный период психического созревания и полового взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликт с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно усваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди "кодекса товарищества". Внешнее проявление коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречиво. С одной стороны, стремление, во что бы то ни, стало быть, таким же, как все, с другой - желание выделиться, отличаться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровывать и столь же быстро разочаровываться в бывших "друзьях на всю жизнь". Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Современное состояние проблемы психологической защиты личности
Понятие психологической защиты обязано своему происхождению психоаналитической теории и ее основателю - З. Фрейду. Впервые оно было введено в 1894г. С тех пор более 100 лет идея защитного механизма является наиболее часто и продуктивно используемой как в психотерапевтической практике, так и при построении и анализе различных теорий личн ...

Контрольное тестирование
1. Предмет юридической психологии: А - закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека; Б - закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом; В - пограничные психические расстройства личности; 2. К задачам юридической психологии относятся: А - синтез п ...

Практическое задание
Опишите два случая проявления в ваших сновидениях нерешенных личных проблем (или, наоборот, примеры того, как сновидения помогали решению личных проблем). Пожалуй самый яркий случай произошел когда я учился в 11 классе. Нам задали на дом какое-то задание по алгебре, в котором я наткнулся на непреодолимое препятствие: ни как не мог реши ...