Проблемы развития личности подростка
Страница 4

По выражению Л.С. Выготского, "в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного". Противоречивые желания и поступки порождает как раз личностная нестабильность. Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной "взрывчатости", то есть эмоциональной лабильности, связанной с процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме. Но личностная нестабильность – это больше, чем колебание эмоционального фона. Для подростка характерна нравственная неустойчивость. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и определяет неустойчивость поведения подростка, их зависимость от внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы ("за компанию") дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы, и о которых позже могут жалеть. Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений. В подростковом возрасте у одного и того же ребенка стремление быть признанным и уважаемым другими сочетается с показной независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость – с развязностью, сентиментальность – с черствостью, чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием. Подросток борется с авторитетами, общепринятыми правилами и обожествляет случайных кумиров.

Важнейший момент в характере подростка, его новые социальные позиции – осознание своего "я". Это осознание осуществляется и в самооценке и в отношениях со сверстниками и взрослыми, повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личностных качеств были односторонне истолкованы рядом зарубежных психологов, утверждавших, что этот отход от действительности якобы неизбежно сопровождается у подростков ярко выраженным эгоизмом, эгоцентризмом и аутизмом. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление детей найти свое место в обществе. Это стремление представляет собой ведущий мотив поведения подростков, для которых характерно развитие общественной активности, ярко выраженное желание играть определенную роль в коллективе. Все это как раз и способствует у подростков желанию понять, что представляет он сам, пробуждает ответственность, критическое отношение к себе и к другим людям. Потребность сопоставить качества других людей с чертами своей личности типична для данного периода. Подросток постоянно пытается испробовать "чего он может добиться". Каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Этим и объясняется у подростка повышенный интерес к другим людям особенностям их поведения и характера. Постоянным сравнением себя с ними примирением их особенностей и качеств на себя он создает свое "я".

У подростка складываются разнообразные образы "я", первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности "я-концепцию", которую можно считать центральным новообразованием всего периода. Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обуславливают новый этап в развитии мотивации. Выделявшиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся развитые типы.

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости, и физически, и психически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новые позиции проявляются в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, в манерах. Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому человеку. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет). Примерно в 15 лет подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поиска себя, личностной нестабильности у него формируется "я-концепция" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "я".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Исследование структуры и механизмов функционирования образа мира
Образ мира как «интегратор» взаимодействия человека с действительностью Е.Ю. Артемьева понимает образ мира как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью. Она выстраивает трехуровневую системную модель образа мира. Первый уровень – «перцептивный мир» – характеризуется системностью значений и модальной ...

Факторы, управляющие вниманием
Перечислим факторы, управляющие вниманием – интенсивность, повторение, внезапность, движение, новизна, согласие с наличным содержанием сознания. Как только они выступают в нашем сознании, мы обращаем на них внимание, даже если бы у нас были основания направить свое внимание в другую сторону. Интенсивность – то, что бросается не только ...

Анализ и использование результатов изучения психологии интересующего лица оперативным работником
По плану, в основном соответствующему приведенной схеме (приложение 1), оперативный работник Б.Е. Свидерский проводил психологическое изучение личности интересующего лица Т., подозревающего в участии в тяжком насильственном преступлении. Данные психологического изучения личности, проведенного оперативным работником. Подозреваемый вырос ...