[an error occurred while processing the directive]

Проблемы развития личности подростка
Страница 6

Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Сравнивая развитие рано (акселераты) и поздно (ретардаты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселераты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ "я". Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т.п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний. Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляется описание переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Личность подростка формируется не без трудностей, которые связаны не только с развитием самого ребенка, но и с отношениями к нему взрослых. А в соответствии с уровнем психологического и соматического развития подростки ожидают, что определенным образом изменится отношение к ним взрослых. Однако ожидание в большинстве случаев не оправдываются из-за неадекватных представлений взрослых о возрастных нормах. Отсюда не редко имеет место конфликт подростков и взрослых, является, как правило, следствием неверных или неумело поставленных требований педагогов и родителей. Так непонимание или недоучет взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат или, что еще хуже приписывание подростку несоответствующих действительности мотивов приводит к внутреннему сопротивлению подростка воспитательным воздействиям, к отрицательной реакции на них. Это явление ряд психологов называют смысловым барьером, которые появляются тогда, когда подросток не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные не имеют для него подлинного смысла, а возможно имеют другой противоположный смысл.

Заметим, что, выступая как важный момент становления личности, подростковый возраст представляет собой не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень социальных возможностей подростка, условий и скорости его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себе и принадлежности обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциальностью. По мере взросления у подростков изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Дифференциальный анализ кардинально нового психологического состояния подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе, позволил установить и содержательно охарактеризовать психологически разные уровни своего рода три стадии процесса развития подростков.

Первый уровень называемый "локально капризный" отличен тем, что стремление 10-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значений, через решение, как правило, частных задач. Поэтому мы и называем его локальным, а капризным, так как преобладают в нем ситуативно обусловленные эмоции. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается в частности в мотивационных структурах.

Второй уровень "правозначимый" 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений, у него развертывается потребность в общественном признании, происходит усвоение не только своих обязанностей, но прав в семье обществе формируется стремление к взрослости не на уровне "я хочу", а на уровне "я могу" и "я должен".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Теории памяти. Психологические теории памяти
Среди них самое большое распространение получили ассоциативные теории памяти. В ассоциативном направлении, которое возникло еще в XVII веке, принцип ассоциации признается обязательным не только для механизмов памяти, но и для всей психики. При любых психических образованиях (мыслях, чувствах, восприятиях), возникших в сознании одновреме ...

Мужская и женская сексуальность
Для повышения сексуальности человека прежде всего следует охарактеризовать его общественную сущность с позицией современной науки. В связи с этим напомним, что человек проложил себе путь из мира животным трудом в коллективе и что биологические закономерности продолжают в нем действовать. Истоки сексуальности восходят к самим ранним фор ...

Понятие личности и ее психологическая структура.
Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого рода, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип в последующем его ин ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]