Проблемы развития личности подростка
Страница 7

Третий уровень "утверждающе действенный" у 14-15-летних подростков развивается готовность к функционированию во взрослом лице, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу с реально взрослой позиции ответственного человека выполняющего серьезную социальную роль.

Типичную картину подуровневых изменений социального развития личности подростка на разных стадиях этого возрастного периода дает анализ такого компонента самосознания как самооценка. Необходимо отметить, что исследование самооценки отражающей многослойные отношения подростка к себе своим возможностям и поступкам к окружающим позволяет проникнуть в характер развития такого личностного образования, как социальная ответственность за себя в общем, деле, за это дело и за других людей. Свидетельствуя в итоге о степени принятия растущим человеком ценностей, целей и идеалов общества.

Одним из индикаторов социальной развитости личности являются идеалы. Нравственный идеал подростка представляет собой исключительно эмоционально окрашенный образ, становящейся не только образцом для подростка, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором личностного развития. Подросток, стремясь определить свое место в жизни, активно ищет идеал – с кого, с чего делать жизнь? В этом кроется одна из важнейших причин детских размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, их отношения и к своим обязанностям, об их взаимоотношениях достоинствах и недостатках. Но дети обычно не могут отделить свой идеал от той ситуации, в которой действовал избранный им герой, и поэтому не видят возможности следовать его примеру в повседневной жизни. Это увеличивает разрыв между "понимаемыми" и "реально действующими" мотивами их деятельности и поведения. По мере взросления идеал ищется в среде известных людей из истории и современности. В старшем подростковом возрасте происходит сознательный поиск идеального образа, укладывающегося в нравственные требования развивающейся личности.

Особенности развития эмоционально-мотивационной сферы подростков

Понятие мотивации у человека по всеобщему признанию включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д. В наиболее широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще. В различных определениях мотивации выражается позиция психологов по важнейшему вопросу – о соотношении энергетической и содержательных сторон мотивации. Мотивация как движущая сила человеческого поведения, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, деятельность и психические процессы.

Мотивация теснейшим образом связана с эмоциями. Эмоционально ценностное отношение человека к миру, оценочные отношения выражают значимые для человека моменты и составляют ту общую обширнейшую сферу, в пределах которой развертываются не только пассивно-эмоциональные процессы, переживания, но и активно-действенные, актуальные мотивационные процессы. Мотивация поведения принципиально не возможна вне пределов эмоциональной, мотивационно ценностной сферы.

Одна из функций эмоций состоит в том, что они ориентируют человека, указывая на значимость окружающих его явлений, на степень их возможностей, на их модальность (положительность или отрицательность). Степень значимости указывает на допустимый уровень материальных и функционально-энергетических затрат, которые целесообразны при реализации соответствующих побуждений. Они говорят о том, что важнее, что является первоочередным, актуальным в текущей деятельности и что личностно значимо в широком плане жизнедеятельности вообще.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Принципы и закономерности психического развития в теории развития Л .С .Выготского- Д .Б. Эльконина
теория развития детской психики получила свое основание в работах Л . С . Выготского и была продолжена работами его учеников и соратников – А.Н.Леонтьева, Д . Б . Эльконина . В качестве основного принципа рассмотрения развития Л . С . Выготский берёт принцип историзма, рассматривая психические реалии в происхождении, становлении, а такж ...

Проблема неполной семьи в современной психологии. Определение понятия “неполная семья”, типы неполных семей и источники их формирования
Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполно ...

Свойства темперамента.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после ро ...