Проблемы развития личности подростка
Страница 8

Другая функция эмоций состоит в более общей, генерализованной и относительно устойчивой во времени установки на тот или иной функционально-энергетический уровень жизнедеятельности (например, настроение) – активный или пассивный, радостный или тревожный, спокойный или максимально мобилизованный. Этот вид эмоционально-динамической регуляции поведения важнее потому, что более или менее адекватно отражает и состояние организма, и жизненный опыт, и функционально-энергетические возможности человека в данный период. Такой вид регуляции включает и более конкретные, связанные с определенным содержанием, хотя и достаточно широко генерализованные отношения (например, отношения к людям вообще, к данному человеку, к определенному классу ситуаций, объектов и т.д.) не в конкретно-содержательном плане, а в общем динамическом, эмоциональном тоне, настройке на заранее сформированный тип поведения (активное, пассивное, "избегающее" и пр). Эмоции, таким образом, выполняют важную функцию в регулировании динамической, функционально-энергетической стороны мотивации.

По А.Н. Леонову, под мотивом понимается "то объективное, в чем потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее" (1977г). В этом случае мотивационная структура представляется как соотношение мотивов, реализующая такие различные виды деятельности, как труд, учеба, организационно-общественная работа и т.д. Каждый вид деятельности полимотивен, то есть реализуется как сложная система, побуждаемая и направляемая иерархией мотивов. В эту иерархию входят, по меньшей мере, три категории мотивов: 1) мотивы, связанные с потребителями и интересами самого индивида (индивидуальные мотивы); 2) мотивы, связанные с ближайшем окружением растущего человека (групповые мотивы); 3) мотивы, связанные с другими людьми (общественные мотивы). Следует отметить, что многие нравственные понятия, так же как коллективизм, индивидуализм, корпоративность и другие, не идентичны отдельно взятым мотивам, но связаны в своем возникновении и развитии с их соотношением. Например, преобладание индивидуальных мотивов в принципе свидетельствует о склонности к индивидуалистической мотивации в пределах данной деятельности. Но в месте с тем преобладание внутри этой категории мотива эмоционального отношения к процессу осуществления деятельности свидетельствует о проявлении иных свойств личности, нежели стремление получить выгоду от своих занятий.

Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. Более элементарные формы поведения человека – реактивные – являются эмоциональными процессами, более сложные – целенаправленные - осуществляются благодаря мотивации. Следовательно, мотивационный процесс можно рассмотреть как особую форму эмоционального процесса. Таким образом, мотивация – это эмоция + направленность действия. Эмоциональное поведение является экспрессивным, а не ориентированным на цель, и поэтому его направление меняется вместе с изменением ситуации. Между этими двумя формулами поведения располагаются действия, целью которых становится разрядка эмоций. Поведение человека в большинстве случаев содержит как эмоциональные, так и мотивационные компоненты, поэтому на практике их не легко отделить друг от друга.

Мотивационные отношения у человека получают выражение на двух уровнях – непосредственном, в виде реально переживаемого влечения объекту (или его неприязни), и другом, специфически человечном, на котором эти же непосредственные влечения получают дополнительную оценку, их одобряющую или осуждающую. Так человек к некоторому своему влечению может относиться как к порочному и с ним бороться, может с ним смириться, а может и возвысить в ранг главных жизненных ценностей. Очевидно, что только второй уровень мотивационных отношений, предполагающий осмысленность существующих побуждений, их согласованность с нравственными принципами и жизненными планами, прямо выражает мотивационную сферу личности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Основные теории Римской империи
Культура Римской империи, хронологические рамки которой охватывают период примерно со II в. до н.э. до V в. н.э., явилась передаточным звеном между культурой Вос­тока и Греции — с одной стороны, и культурой Западной Европы — с другой. Рим не оставил после себя сколько-нибудь крупных имён в философии, срав­нимых по масштабу с Демокритом ...

Метод обобщения независимых характеристик
Этот метод заключается в собирании сведений о психологии интересующего лица со слов знающих его людей, из письменных показаний, характеристик с места работы или учебы и обобщении полученной информации с целью выделения устойчиво повторяющихся в сообщениях разных людей указаний на одни и те же свойства интересующего лица. Те психологичес ...

Специфика развития в младенчестве
младенчество – срок, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается хватать предмет, а далее и манипулировать им. Он исследует, рассматривает окружающий мир в ...