Феномены адаптацииСтраница 3
Л.И. Анцыфирова (1994) считает основными стратегиями совладания с жизненными трудностями: преобладающие стратегии приспособления (изменения собственных характеристик и отношений к ситуациям). Анцыфирова считает, что выбор стратегии и успешность совладания с трудными жизненными ситуациями в наибольшей степени зависят от такого качества личности, как интернальность, т.е. от склонности человека принимать на себя ответственность за происходящее с ним.
Частой ошибкой восприятия жизненных трудностей является то, что люди не отличают неудачу о катастрофы, неурядицы от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и надежд. Преодолению этого недостатка может помочь рассмотрение всех уроков, которым человека научила эта неудача, воспоминания о достижениях, к которым привели уроки предыдущих неудач.
Для сохранения ровного настроения субъекту важно отделить то, что можно было предусмотреть и предотвратить, от того, что от его усилий не зависело. Одно можно изменить, другое следует лишь учитывать.
К ресурсам эмоциональной сферы относится осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, вызывающих эти чувства, овладение социально приемлимыми формами проявления чувств, снятия эмоционального напряжения, контроль динамики переживания – устранение застреваний, неполного отреагирования, зацикленности. Часто реакция на трудности наиболее ярко выражена в эмоциональной сфере. Она нередко оказывается основной мишенью стрессового воздействия, но главный ресурс для преодоления стресса может быть найден в других сферах психики. Психологическая коррекция без выхода за пределы одной среды психики, пусть даже наиболее «страдающей», не может быть эффективной. Узловое значение в этом имеет коррекция отношений личности в направлении, обеспечивающем сохранение психического здоровья и полноценного развития личности. Важную роль здесь играет построение более гармоничных эмоциональных отношений. Особенно в большей степени преодоления стресса затрудняют проявления враждебности.(агрессии)
Е.С.Кузьмин (1997) обращает внимание на то, что эффективная саморегуляция может быть найдена на путях развития позитивных аттитюдов в реальном поведении и поступках человека. Ресурсы поведенческой (деятельностной) сферы гармонизации настроения заключаются в перестройке поведения, в изменении стратегий, планов, целей и задач, режимов деятельности. Значение этого способа преодоления обусловлено тем, что активность защитных механизмов, смягчающих эмоциональную дисгармонию, или когнитивная переработка ситуации не всегда могут быть наиболее эффективными способами борьбы со стрессом.
Бегство или борьба – два основных варианта реагирования на ситуацию, бросающую вызов силам человека. Выделяют и 3 основные формы поведения в экстремальных ситуациях: нравственно-психологическая капитуляция, оборонительное и наступательное поведение. В целостной психической организации человека они могут рассматриваться как своеобразные ступени, следующие одна за другой и характеризующиеся динамическим взаимодействием между собой (Йолов,1990). В биологическом аспекте рассмотрения может быть выделено несколько моделей поведения. Наступательное поведение:
А) активное – экспансия, захват пространства, средств, ресурсов, подавление противоборствующей стороны
Экспериментальное
исследование. Методы и организация экспериментального исследования
Как показал теоретический анализ, система семейных ценностей может меняться в зависимости от «стажа» брака, семьи. Поэтому для исследования системы ценностей супружеской пары нами был проведен эксперимент. В эксперименте участвовали 10 супружеских пар. Супруги в возрасте до 40 лет, для всех участников эксперимента брак первый. Продолжит ...
Психическое здоровье как психолого – педагогическая проблема.
Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает дв ...
Психокоррекционная программа личностной зрелости педагогически запущенных
младших школьников
В основу программы легли принципы работы с педагогически запущенными детьми Л. Зюбина, социально-психологический подход в работе с педагогически запущенными детьми С.А. Беличевой, концепция социально-педагогической работы с педагогически запущенными детьми И.В. Невского, основные направления, предложенные Р.С. Овчаровой.
Содержание про ...
