[an error occurred while processing the directive]

Феномены адаптации
Страница 3

Л.И. Анцыфирова (1994) считает основными стратегиями совладания с жизненными трудностями: преобладающие стратегии приспособления (изменения собственных характеристик и отношений к ситуациям). Анцыфирова считает, что выбор стратегии и успешность совладания с трудными жизненными ситуациями в наибольшей степени зависят от такого качества личности, как интернальность, т.е. от склонности человека принимать на себя ответственность за происходящее с ним.

Частой ошибкой восприятия жизненных трудностей является то, что люди не отличают неудачу о катастрофы, неурядицы от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и надежд. Преодолению этого недостатка может помочь рассмотрение всех уроков, которым человека научила эта неудача, воспоминания о достижениях, к которым привели уроки предыдущих неудач.

Для сохранения ровного настроения субъекту важно отделить то, что можно было предусмотреть и предотвратить, от того, что от его усилий не зависело. Одно можно изменить, другое следует лишь учитывать.

К ресурсам эмоциональной сферы относится осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, вызывающих эти чувства, овладение социально приемлимыми формами проявления чувств, снятия эмоционального напряжения, контроль динамики переживания – устранение застреваний, неполного отреагирования, зацикленности. Часто реакция на трудности наиболее ярко выражена в эмоциональной сфере. Она нередко оказывается основной мишенью стрессового воздействия, но главный ресурс для преодоления стресса может быть найден в других сферах психики. Психологическая коррекция без выхода за пределы одной среды психики, пусть даже наиболее «страдающей», не может быть эффективной. Узловое значение в этом имеет коррекция отношений личности в направлении, обеспечивающем сохранение психического здоровья и полноценного развития личности. Важную роль здесь играет построение более гармоничных эмоциональных отношений. Особенно в большей степени преодоления стресса затрудняют проявления враждебности.(агрессии)

Е.С.Кузьмин (1997) обращает внимание на то, что эффективная саморегуляция может быть найдена на путях развития позитивных аттитюдов в реальном поведении и поступках человека. Ресурсы поведенческой (деятельностной) сферы гармонизации настроения заключаются в перестройке поведения, в изменении стратегий, планов, целей и задач, режимов деятельности. Значение этого способа преодоления обусловлено тем, что активность защитных механизмов, смягчающих эмоциональную дисгармонию, или когнитивная переработка ситуации не всегда могут быть наиболее эффективными способами борьбы со стрессом.

Бегство или борьба – два основных варианта реагирования на ситуацию, бросающую вызов силам человека. Выделяют и 3 основные формы поведения в экстремальных ситуациях: нравственно-психологическая капитуляция, оборонительное и наступательное поведение. В целостной психической организации человека они могут рассматриваться как своеобразные ступени, следующие одна за другой и характеризующиеся динамическим взаимодействием между собой (Йолов,1990). В биологическом аспекте рассмотрения может быть выделено несколько моделей поведения. Наступательное поведение:

А) активное – экспансия, захват пространства, средств, ресурсов, подавление противоборствующей стороны

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


«Почему традиционен аутотренинг?»
С феноменологической точки зрения, реакция осознаёт конвергентный интеллект, так, например, Ричард Бендлер для построения эффективных состояний использовал изменение субмодальностей. Сновидение понимает оппортунический страх, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучени ...

Социокультурный контекст возникновения школы Л. С. Выготского
Рассмотрим основные положения двух подходов к изучению психической деятельности — культурно-исторического, созданного Л. С. Выготским во второй половине 20-х XX в., и деятельностного, одним из авторов которого был ученик Л. С. Выготского А.Н.Леонтьев (разработка этого подхода началась в 30-е гг. XX в.). По сравнению с другими направлени ...

Особенности когнитивного развития в раннем детстве
Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX века образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и с ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]