Феномены адаптации
Страница 4

Б) пассивное – демонстрация силы, угрозы, проявление агрессивности в поведении, внешнем облике.

Оборонительное поведение:

А) активное – избегание борьбы, уход с территории

Б) пассивное – подчинение противоборствующей стороне, принятие навязываемой роли.

Для активного преодоления характерно возбуждение, стремление контролировать ситуацию. Для пассивного – деактивация, переживание беспомощности и утрата контроля за ситуацией. Многочисленными наблюдениями и экспериментами показано, что оборонительное поведение, особенно пассивное, является менее эффективной стратегией преодоления как в плане успешности поведения, деятельности, так и в аспекте разнообразных социально-психологических последствий, сохранение нервно-психического и соматического здоровья. М Фридманом и Р. Розенмоном описано два типа поведения, различающихся степенью риска возникновения сердечно-сосудистых расстройств.

1. тип А (особенности личности и стиль поведения увеличивают риск)

- честолюбие - враждебность

- потребность в одобрении - стремление все успеть

- импульсивность - неспособность откладывать

- нетерпеливость - активность

- эмоциональность -гневливость

- раздражительность

главные свойства – высокая мотивация достижений, стремление соревноваться, дух борьбы с широкими проявлениями.

2. Тип В характеризует более позитивные представления о себе, удовлетворенность жизнью, спокойствие, неторопливость. Люди этого типа чередуют работу и отдых, им свойственны меньшая эмоциональная напряженность, и некоторые другие противоположные качества типу А.

Поведение типа А увеличивает вероятность расстройств ССС в 2 раза. Люди типа А не всегда способны воспринимать игровой аспект, двигательные упражнения - они легко превращают их в новый источник соревнования и стресса. Тип А можно обнаружить у половины населения. Статистические данные говорят о неоднозначности связи типа поведения с жизнеспособностью. У людей типа А больше шансов выжить после второго инфаркта. Высказывается предположение, что люди типа А решительнее меняют свое поведение после первого инфаркта. (Rosengren, Tibblin, Wilholmsen, 1991).

Кремер (1991) изучал связь между уровнем психологического стресса и социальной поддержкой. Оказалось, что он зависит от качества семейной поддержки, и в чуть меньшей степени от помощи других людей. Распад социальных связей влечет ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих поведение. (Ананьев, 1980). Макаренко А.С. писал, что чувство защищенности в коллективе повышает сопротивляемость человека по отношению к тяжелым испытаниям и сохраняет жизнеспособность в самых критических обстоятельствах.

В роли действия, корригирующего настроение, особенно в ситуации, когда активные формы защиты (нападения или убегания) блокированы, может выступать переедание. Увеличение количества потребляемой пищи способствует более интенсивной выработке эндорфинов – сильных антистрессовых гормонов.

Если стоящие перед человеком трудности не превышают его потенциала психологической устойчивости, то их преодоление повышает гибкость адаптивных процессов, расширяет спектр способов выхода из трудных жизненных ситуаций, обогащает опыт проявления своей активности и разрешения таких ситуаций. Все это ведет к укреплению психологической устойчивости. Кроме того, многие трудные ситуации позволяют пережить разнообразные чувства, найти новое понимание себя, других людей, многих явлений жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Семья как источник психического здоровья ребенка.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каких образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответ ...

2. К работе на предприятии
4,2 4,1 3,9 4,1 ...

Развитие речи дошкольника. Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной и зарубежной психологии
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологическое исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла коммуникации, корректности и правомерн ...