Феномены адаптации
Страница 6

По мнению Эриксона, к завершению периода юности человек, как правило, прочно осознает свою личную идентичность. Невозможность самоидентифицироваться проявляется в социально-психологической дезадаптации: тревожности, растерянности, проблемах, связанных с выбором. Эриксон выделяет 4 основные пути:

- уход от близких взаимоотношений (самоизоляция)

- размывание времени (неспособность к планированию будущего, боязнь взросления и перемен)

- размывание способности к продуктивной деятельности (невозможность эффективного использования своего потенциала, сосредоточиться на работе или учебе, уход в какую-то одну работу и пренебрежение всем остальным)

- негативная идентичность (презрение, враждебность по отношению к роли, которая поощряется семьёй или значимым окружением подростка, принятие прямо противоположной роли).

Э.Н.Вейнер выделяет как фактор риска психического здоровья образовательную среду. Именно условия школьного обучения и воспитания в настоящее время рассматриваются одним из факторов риска здоровья учащихся. Нарушения здоровья у учащихся связываются со школьной дезадаптацией. К факторам воздействия на психику относятся :

- информационная перегрузка

- несовершенная организация учебного процесса

- слабый учет в обучении индивидуально-типологических свойств подростков

- недостаточная двигательная активность

- авторитарно-репродуктивная система обучения

- низкий уровень культуры школьников, валеологической компетентности учителей и педагогов.

Ф.С.Голубцов выделяет три вида социально-психологической дезадаптированности:

1. устойчивая ситуативная дезадаптированность (пытается приспособиться к новой трудной ситуации, но не может)

2. временная дезадаптированность (преодолима с помощью социальных и парапсихологических мероприятий)

3. общая устойчивая дезадаптированность (в связи с длительной фрустрацией личности сопровождается не только определенной степенью тревожности, но и агрессивностью, ригидностью)

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многих исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормы психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфическую ситуацию, например, у них нарушения в поведении в школе, а дома они ведут себя в норме, или наоборот.

На протяжении школьного возраста учащиеся неоднократно переживают периоды, которые принято называть критическими или переходными. По словам Выготского Л.С., сущность их коренится «в изменении основного момента, определяющего отношение ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка», в переоценке ценностей личности. Наступление этих периодов закономерно, в виду чего расцениваются как нормативные. Наряду с нормативными, возможны критические ситуации, не предусмотренные онтогенетическими закономерностями. Они обусловлены неблагоприятными условиями обучения и воспитания, искажающими социальную ситуацию развития ребенка таким образом, что затрудняется или становится невозможной реализация стремлений, потребностей, ценностей формирующейся личности. Специальный интерес при этом представляет анализ того, насколько адекватно школьник переживает и осознает в эти критические моменты особенности своей личности и своих состояний, ибо от точности такого отражения во многом зависит успешность его овладения новыми требованиями, адаптация к ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Психологический анализ кризисов возрастного развития
кризисом детства» - быстрой динамикой развития педагогической системы, удлинением детства, «размыванием» ранее устойчивых возрастных ориентиров (Д.Б. Эльконин). Меняются требования общества к отдельным возрастным периодам и, как следствие, переопределяются задачи развития возрастов. С изменением психологического содержания стабильных пе ...

Причины возникновения, особенности речевой сферы и восприятия. Причины возникновения
Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее распространенной была гипотеза о психогенном происхождении заболевания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных с ...

Основные черты характера
Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности. Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности. Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их ...