Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание
результатов исследованияСтраница 6
1. Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.
2. Выводить правила на уроках математики.
3. Выполнять упражнения по русскому языку.
4. Узнавать, откуда произошли числа.
5. Самому (самой) составлять упражнения по русскому языку.
6. Решать задачи по математике.
7. Узнавать, почему предмет называется определенным словом.
8. Самому (самой) составлять задачи.
9. Узнавать правила написания слов.
10. Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.
11. Узнавать о математических действиях.
12. Выводить правила на уроках русского языка.
Выбор учащимся 1-го и 10-го пунктов — свидетельство того, что его привлекает занимательность на уроке;
9-го и. 11-го — факты;
4-го и 7-го — суть явлений;
3-го и 6-го — сам процесс действий;
2-го и 12-го — поисково-исполнительная деятельность;
5-го и 8-го — творческая деятельность.
В ходе исследования мы сделали вывод о том, что учащихся в большей степени привлекала занимательность на уроке, сам процесс действий, поисково-исполнительская деятельность, также они отмечали привлекательность творческой деятельности. Все это помогало планировать процесс обучения
Развитию положительной учебной мотивации способствовало: умелое сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых при обучении на уроках математики и русского языка; умение оптимально соотносить между собой функции, выполняемые той или иной группой методов на уроках трудового обучения, информатики и окружающего мира; характер содержания изучаемой темы, возможности учащихся в усвоении материала, которые позволяли в данных условиях формировать положительную учебную мотивацию и достигать поставленных целей на уроках чтения и художественной культуры Красноярского края.
Все выше перечисленное и выборы детей обеспечивали планирование процесса обучения с целью повышения мотивационно -потребностной сферы школьников.
Мы учитывали важность роли содержания учебного материала для повышения положительной мотивации учения. На уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики, трудового обучения, чтения, литературе Красноярского края, изобразительного искусства, художественной культуре Красноярского края использовалась информация, которая была созвучна потребностям учеников и подвергалась эмоциональной и умственной переработке. У учеников возникали и развивались такие важнейшие в учебной деятельности потребности, как потребность в познавательной деятельности, потребность в наблюдении явлений, потребность в самооценке своих учебных способностей.
Содержание учебного материала было доступным для учащихся, исходило из имеющихся у них знаний и опиралось на жизненный опыт детей, но в то же время материал был достаточно сложным и трудным. Например, на уроках математики мы с учениками повторяли изученный материал, чтобы перейти к изучению новой темы. При подборе учебного и иллюстративного материала учитывались характер потребностей учащихся, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей. Например, на уроках чтения на доску мы вывешивали портреты писателей, а учащиеся рассказывали их биографию; на уроках окружающего мира дети с помощью иллюстраций рассказывали о жизни различных животных; на уроках русского языка иллюстрации помогали детям в выполнении сложных заданий.
Психическое здоровье как психолого – педагогическая проблема.
Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает дв ...
Теория И.П. Павлова о физиологических основах
темперамента
Однако основным биологическим органом, "производящим" психику, является нервная система, человеческий мозг. Значит, в них следует, прежде всего, искать физиологические основания темперамента. Научная заслуга такой постановки вопроса принадлежит И.П. Павлову. Это был шаг принципиально новый и перспективный.
Второй шаг в данном ...
Концепция ИСД Мерлина B.C.
В своих исследованиях B.C. Мерлин исходил из общей в отечественной психологии концепции деятельности [13]. Он применял термин "стиль" для понимания взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. Индивидуальный стиль, возникая на основе природных форм реагирования, не сводится к этим формам, а вырабатыв ...
