Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание результатов исследования
Страница 4

Психологические материалы » Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте » Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание результатов исследования

Учебная мотивация влияла на познавательную активность и желание учиться, на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности. Дети с высоким уровнем мотивации имели средний балл – от «4,6» до «5». Ученики со средним уровнем мотивации имели средний балл от «4» до «4,5». Дети с низким уровнем мотивации могли иметь те же баллы, что и школьники со среднем уровнем. Мотивация учения складывалась из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений: потребности и смысл учения для школьников, их эмоции и интересы. Курсы бюджетирование и управленческий учет www.src-master.ru.

С целью выявления осознанности круга мотивов, побуждающих ребенка учиться, была создана такая экспериментальная ситуация: детям был прочитан рассказ:

«Однажды, на перемене в школе между ребятами завязался разговор о том, для чего они учатся. «Я считаю своей обязанностью ходить в школу учиться», — сказала Галя. «А мне нравится в школе писать, считать и получать хорошие отметки»,— сказал Яша. « А я люблю думать, рассуждать на уроках», — заявил серьезно Коля. «Каждый из нас должен стать культурным и развитым человеком, а для этого необходимо учиться», — сказала Даша. Ваня вдруг заявляет, что обязательно поступит в авиационный институт и будет строить новые самолеты. Неожиданно раздается тихий голос Вели: «А меня мама заставляет ходить в школу. Она говорит, что я иду на работу и ты иди в школу — это твоя работа.». «А что ты хочешь сказать? Для чего ты учишься?»

После того, как был прочитан рассказ, детям был предложен бланк, на котором предлагался готовый перечень мотивов. Учащимся предлагалось выбрать то, что соответствует его желаниям и интересам (сделать два выбора). По тому, какой вариант ответа выбирает испытуемый, определялся преобладающий мотив учения.

(см. приложение 3)

1. Учусь, так как на уроке интересно(познавательный мотив).

2. Учусь, так как заставляют родители (мотив избегания неприятностей).

3. Учусь, так как хочу больше знать (познавательный мотив).

4. Учусь, чтобы потом хорошо работать (мотив самоопределения).

5. Учусь, чтобы доставить радость родителям (мотив благополучия).

6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей (мотив престижа).

7. Учусь, так как нравиться учиться (узко-познавательный мотив).

8. Учусь, так как хочу быть культурным человеком (мотив самосовершенствования).

9. Учусь, чтобы не опозорить класс (мотив избегания неприятностей).

По ответам детей и их выбору мы определили следующий круг мотивов:

Познавательные мотивы - непосредственно связанные с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний. Таких учеников побуждало стремление узнать новые факты, преодолевать трудности в процессе познания, овладеть знаниями, способами действий, искать суть явлений, стремление проявлять познавательную активность: рассуждать, преодолевать препятствия при решении задач; ребенка увлекал сам процесс решения, а не только получаемые результаты. Познавательный мотив преобладал у 18 человек из 23, что составило 78%.

Мотивы самоопределения - связаны с пониманием значения знаний для будущего, стремление учеников быть развитым. Этот мотив преобладал у 9 человек из 23, что составило 38%.

Мотивы самосовершенствования – выражались в стремлении у детей быть культурными, получить развитие в результате учения, направленность на самостоятельное совершенствование способов получения дополнительных знаний. Этот мотив преобладал у 4 человек из 23, что составило 16%.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Понятие памяти
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный сл ...

«Объект как интроекция»
Самонаблюдение традиционно интегрирует экспериментальный филогенез, как и предсказывают практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Проекция вызывает концептуальный закон, хотя этот факт нуждается в дальнейшей проверке наблюдением. Психе сем ...

Понятие личности и ее психологическая структура.
Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого рода, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип в последующем его ин ...