Описание результатов исследования
Страница 3

Примечание: «СМ» – самооценка детей; «О» – оценивание отцов. В таблице данные указаны в процентах.

Полученные результаты говорят, что показатель завышенной самооценки доминирует над показателями адекватной («высокой» и «средней») самооценки и «низкой» или заниженной самооценки по всем измеряемым качествам. Показатель «высокой» самооценки также преобладает над «средней» и «низкой самооценками». Это характерно как для самих детей, так и для их отцов. Таким образом, испытуемые дети завышают свои возможности по всем выделенным измерениям.

Особенно самооценка завышена по шкале «Авторитет у сверстников» и шкале «Дружный». Мы предполагаем, что испытуемые дети подменяют смысл данных понятий на «умение дружить» или завышают его в связи с тем, что переоценивают свое превосходство над сверстниками.

Как показано в работах И.Ю.Кулагиной и В.С. Мухиной [23; 32], младшему школьнику свойственно переоценивать свои возможности больше, чем недооценивать, что мы и наблюдаем у наших испытуемых. В литературе самооценка различных компонентов личности может находиться на разных уровнях адекватности, зрелости, отражая при этом знания и отношения к ним [41,75]. Когда дети ставят себе «высокие» и «завышенные» самооценки по всем вышеперечисленным измерениям, мы наблюдаем, что, в их оценивании взрослых людей также доминируют высокие оценки и отсутствуют показатели «низкой» оценки (по шкале «Умный»). Взрослый чаще всего судит об отношениях со сверстниками по рассказам детей, по количеству окружающих его друзей.

При оценивании «Ума», младший школьник руководствуется успехами в учебе и других видах продуктивной деятельности, т.е. оценками учителя (отличник признается умным, неуспевающий – глупым). Отец склонен давать завышенную оценку по этому показателю. Так отцы склонны преувеличивать способности своих детей в силу того, что. При оценивании шкал «Добрый», «Сильный» ребенок опирается на субъективные переживания личных взаимоотношений с каждым из членов своей группы, т.е. «завуалированного эмоционального отношения» школьника к реальному человеку [39]. Отцы по этим показателям также имеют субъективное мнение.

При оценивании по шкале «Здоровый» как дети, так и отцы склонны к завышенным показателям. Дети могут оценивать свое состояние ситуативно – «сейчас я здоров, значит я здоровый». Отцы чаще всего склонны к оцениванию только физического здоровья ребенка.

При оценивании по шкале «Красивый» дети чаще всего ссылаются на внешние атрибуты: одежда и иные предметы (портфель, канцелярские товары и т. д.). Отцы дают завышенные оценки по этому показателю. Мы можем предположить, что это связано с субъективным видением своего ребенка. Как пишет Л.Б. Шнейдер «каждый родитель видит своего ребенка хоть в чем-то, но лучше других» [45].

Проведенная методика позволила нам проанализировать степень расхождения между самооценкой и оценкой полученной от отцов.

Примечание: 1- умный; 2-добрый; 3-авторитет у сверстников; 4-аккуратность; 5- сильный; 6 – дружный; 7 – красивый; 8 – здоровый.

Рис. 1

Степень расхождения между самооценкой ребенка и оценкой, полученной от отцов

Сопоставляя результаты измерения самооценки и оценивания отцами, мы наблюдаем наличие положительной самооценки. Как отмечает Л.И. Божович, самооценка младшего школьника имеет достаточно ситуативный характер, самооценка возникает у ребенка под влиянием оценок окружающих и результатов собственной деятельности [5,78]. Таким образом, получая удовлетворяющую оценку от окружающих, у ребенка возникает потребность в её сохранении, выражением которой является некоторый устойчивый уровень притязаний. Из рисунка 1 видно, что самооценка ребенка и оценка его отцом, в целом, различаются незначительно: наблюдаются высокие показатели по шкалам умный, добрый, авторитет у сверстников, сильный, дружный, красивый. Как дети, так и взрослые дают низкие показатели по шкалам аккуратность и здоровье, причем дети по этой шкале склонны давать ситуативную оценку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Анализ результатов исследования
В результате интерпретации данные распределились следующим образом (табл.3): Таблица 3 - Интенсивность проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения у студентов Критерии Группа % Интенс.2-х мотивов высокая 1 курс 35% 4 курс 30% СП 1 курс 20% 4 курс 25% СО 1 курс ...

Вступление
Нервный ребенок, детская нервность – понятия скорее бытовые, чем медицинские, причем понятия очень неконкретные. Под детской нервностью порой подразумевают и обыкновенную педагогическую запущенность, и непатологические, хотя и резко выраженные особенности характера, и различные нервно-психические заболевания. Мы будем говорить о детской ...

Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Организация и методы исследования
Исследование проводилось в детском саду № 213 г.Краснодара. Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 6 – 7 лет в количестве 40 человек, из них 20 девочек и 20 мальчиков. В ходе исследования были использованы: беседа; наблюдение; проективный метод рисуночного теста; метод статистического анализа и следующие метод ...