Описание результатов исследования
Страница 6

3). Роль отца в семье не значительна, напряженные эмоциональные контакты, напряженные или конфликтные отношения с ребенком. Такие рисунки мы наблюдаем в 5% случаев. Фигура присутствует на рисунке, но ее изображение либо слишком мало по сравнению с другими, или она отсутствует вообще. Например, рисунок Витали Т. 7,3 года, на одной стороне листа он рисует мать, сестру и себя, отца же он рисует на другой стороне (приложение 2). Подобное представление отца на рисунке говорит о его малой значимости для ребенка, возможных конфликтах, негативном (амбивалентном) отношении.

Отец Витали отказался от выполнения методики «Рисунок Я и мой ребенок» сославшись на то, что не умеет рисовать. Подобная попытка отказа от выполнения методики говорит о тревожности, тенденции к уходу от трудностей, сниженной самооценке. В этом случае мы можем сделать вывод о незначительной роли отца в жизни ребенка, о том, что отец не участвует в тесных семейных.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в нашей выборке отношения с отцов и детей в основном носят характер сотрудничества и партнерства. Наша гипотеза о том, что видение себя ребенком совпадает с тем, как видит и оценивает его отец, подтверждается, в силу того, что на рисунках мы наблюдаем сходные по сюжету и динамике рисунки.

Однако мы наблюдаем противоречие: по показателям методики И.М. Марковской наряду с повышенным контролем, авторитарностью отца, требованием безоговорочного послушания и дисциплины ребенка, они проявляют сотрудничество и кооперацию в отношениях с ним. Но при анализе рисунков наблюдается другая картина – отношения носят напряженный эмоциональный характер. Это можно объяснить тем, что, отвечая на вопросы опросника, отцы ссылаются на стереотипы и законы, сформированные в обществе о роли отца. Рисуя же своего ребенка, они бессознательно отражают в сюжете свои отношения с ребенком.

Методика Рене Жиля «Фильм – тест». Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, и получить развернутую картину понимания отцом отношений с ребенком. Таким образом, обнаруживая расхождения в восприятия мира, окружающего ребенка, с занимаемых им позиций и восприятия отцом внутреннего мира ребенка, мы получили результаты, характеризующие различную степень соответствия выборов ребенка и угадывания их отцами:

1) высокая степень совпадения в 80% и выше;

2) средняя степень совпадения в 50 — 79%;

3) низкая степень совпадения в 49% случаев и ниже.

После проведения методики мы получили следующие результаты в 21 паре «отец – ребенок» ответы совпали на 83%, что свидетельствует о хорошем и точном понимании ребенка, то есть отцов не надо выводить на проблемы ребенка: они достаточно точно ориентировались в каждой из них. У 7 испытуемых пар степень совпадения составила 51%. И лишь в 2-х случаях мы имеем низкую степень совпадения – 35%.

Приведем пример опроса отца и дочери. На основе ответов и решений девочки первый ряд и на основе ответов отца, второй ряд.

Таблица 2

Частота соответствия/несоответствия угадывания отцом позиций дочери

 

Номер вопроса

1 2 3 4 5 8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 37 40 41 42

дочь

+

+

-

-

+

+

+

-

+

+

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

отец

+

+/-

-

-

+

+/-

+/-

-

+

+

+/-

-

+/-

+

-

+

+

+/-

+/-

+

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Организация и методы исследования
Исследование проводилось в детском саду № 213 г.Краснодара. Для проверки выдвинутой гипотезы была выбрана группа испытуемых 6 – 7 лет в количестве 40 человек, из них 20 девочек и 20 мальчиков. В ходе исследования были использованы: беседа; наблюдение; проективный метод рисуночного теста; метод статистического анализа и следующие метод ...

Требования к тренингу
Очень популярными стали групповые формы психологических занятий. Групповой процесс подчинен определенным законам и правилам. В каждой тренинговой группе могут быть свои особые правила, но определенные правила должны лежать в основе ее работы. Существует множество правил группового поведения. Перечислим самые важные из них. Правило перс ...

В группах рационально-эмотивной терапии
Основал А.Эллис, который был первооткрывателем огромного количества методов, ориентированных на мышление, чувства и действия. Целью этого подхода состояла в том, чтобы помочь участникам оценить свое прежнее поведение и планировать изменения, научить их реалистичному и ответственному поведению. Когнитивные методы: КОГНИТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ...