ЗаключениеСтраница 1
Обсуждая проблематику образа мира, мы пришли к пониманию следующих моментов.
В психологической науке проблема образа мира рассматривается:
1 – в контексте когнитивных процессов;
2 – в контексте системы значений и смыслов, вырабатываемых в результате взаимодействия человека с миром;
3 – в контексте жизненного пути личности во взаимодействии с миром;
4 – в контексте проблемы адаптации и выстраивания адекватного взаимодействия в условиях изменяющихся реалий бытия;
5 – в контексте проблемы самосознания и мировоззрения.
В большинстве концепций «образ мира» понимается, прежде всего, как отображение реального мира, в котором живет и действует человек, одновременно являясь частью этого мира. В этом отношении иллюстративны слова М.М. Бахтина: « .Мир, где действительно протекает, свершается поступок, — единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый… Единую единственность этого мира <…> гарантирует действительность признания моей единственной причастности, моего алиби в нем». Образ мира – субъективная реальность, неотрывно взаимосвязанная с объективными реалиями бытия человека. Образ мира, с одной стороны, исторически изменчивый процесс приспособления к меняющейся реальности, а с другой – основа выстраивания человеком адекватного взаимодействия с окружающей действительностью.
Раскрытие особенностей содержательного наполнения образа мира дает возможность лучше понять внутренний мир человека во взаимосвязи с реалиями бытия. Для проведения исследований особенностей образа мира как психологической реальности в контексте бытия человека в мире важно учитывать обсужденные выше подходы к данной проблеме.
Проведенное нами исследование показало, что с возрастом образ мира изменяется.
С возрастом изменяется ценностная иерархия оценок и самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, значительно больше - внутреннему и физическому состоянию. Главной проблемой становится ощущение своей невостребованности - нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности.
Данные с помощью применения методик показывают, что у пенсионеров имеет место снижение уровня уверенности в себе и своих возможностях, недовольство собой, недостаточный уровень энергии, активности и общительности, имеет место бегство от действительности (эскапизм). Стиль общения, ориентированный на сопереживание и адаптацию к потребностям других. В то же время довольно высок уровень неудовлетворенности своим положением, астеноневротических проявлений.
Итак, сравнительный анализ показал, что в образе мира молодежи, по сравнению с образом мира людей пенсионного возраста, изменяются такие показатели жизнедеятельности как – активность, эскапизм, интерес. У молодежи показатели активности и интереса имеют более высокий уровень, а у пенсионеров выше показатель эскапизма.
В образе мира у пенсионеров по сравнению с молодежью, изменяются такие личностные характеристики как: дружелюбность, стремительность, инициативность, лидерство, волевой компонент. Молодежи свойственны более высокие показатели по компонентам стремительности, инициативности, лидерства, воли. В образе мира пенсионеров более выражена характеристика дружелюбности, спокойствия.
В образе мира у пенсионеров, по сравнению с молодежью, менее выражены такие функциональные механизмы как решительность, уверенность в себе, настойчивость, внимательность, сосредоточенность.
Адаптация к новой культурной среде: этническое перемещение и миграция
В 1990-е годы на пространстве бывшего СССР миграционные процессы претерпели существенные изменения. Это произошло под влиянием кардинального изменения социально - политической ситуации в Российской Федерации и бывших союзных республиках, резкого обострения и расширения географии межнациональных и религиозных конфликтов, экономического к ...
Девиантное поведение: основные подходы к понятию
Девиантное поведение – это поведение с отклонениями. Психологи рассматривают девиантность как поведение, которое находится на границе между правовым и криминальным поведением. Детей, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные, педагогически либо социально запущенные, трудные дети, тру ...
Современные представления о предмете социальной психологии
В конце 50-х – начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы.
Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую с ...