Результаты экспериментального исследования и их обсуждениеСтраница 6
* - достоверность на 5% уровне;
** - на 1% уровне.
На основании корреляционного анализа, целью которого было выявление ряда факторов сопутствующих эмоциональному состоянию личности, нами выявлена высокая зависимость эмоциональный комфорт – подвижность (на 1% уровне достоверности). Анализ интеркорреляционых связей позволяет сделать следующие выводы:
1) наблюдается высокая взаимосвязь между шкалами подвижность – эмоциональный комфорт, подвижность - адаптированность, подвижность – самопринятие, подвижность – внутренний контроль. Что свидетельствует о высокой внутренней согласованности показателей. Данная связь носит положительный характер, прямую зависимость (то есть более высокие значения одного показателя соответствуют более высоким значениям другого показателя). В данном случае это означает, что более подвижны, активны те школьники, которые испытывают эмоциональный комфорт, удовлетворенность своими достижениями, которые адаптировались в окружающей их действительности.
2) выявлены устойчивые взаимосвязи между показателями эмоционального комфорта и показателями переживания социального стресса. Данные позволяют сделать вывод, что эмоциональное состояние ребенка влияет на развитие его социальных контактов (прежде всего со сверстниками). Взаимосвязь также имеет положительный характер.
3) высокий отрицательный коэффициент корреляции получен между следующими показателями страхом самовыражения и адаптированностью. Чем выше значение по первому показателю тем ниже значение по второму показателю. В данном случае речь идет об адаптированности ребенка и негативными эмоциональными переживаниями ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрацией своих возможностей. Также высокий отрицательный коэффициент корреляции наблюдается между показателем эмоционального комфорта и показателем низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть обратная взаимосвязь эмоционального состояния ребенка с особенностями психофизиологической организации, снижающими приспособляемость ребенка к ситуациям стрессового характера, и повышающими вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Эмоциональный комфорт имеет обратную зависимость со страхом ситуации проверки знаний.
4) заслуживают внимания и данные о соотношения показателей самопринятии и мотивации успеха; данная взаимосвязь имеет положительный характер. Знание человеком своих способностей, отношения к себе влияет на его ожидание успеха. Обратная связь проявляется между адаптированностью и страхом несоответствия ожиданиям окружающих. Дети ориентируются на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей; тревожатся по поводу оценок, даваемых окружающими. Также обратная связь наблюдается между показателями эмоционального комфорта и мотивацией одобрения.
Техники гештальт-терапии
Поскольку главной целью гельштат-терапии является повышение контакта в данный момент, одним из основных, применяемых упражнений является «сейчас я осознаю», (метод концентрации) т.е. необходимость заставить клиента просто рассказать о том, что он осознает в данный момент, чтобы выработать у него внимание, центрированное на настоящем. Э ...
Принципы и методы изучения психологических явлений
Психические явления весьма разнообразны по своему содержанию, динамике, и роли по регулированию поведения и деятельности человека.
К основным компонентам психики человека относят обычно:
1) психические процессы, которые разделяются на 3 подгруппы:
- познавательные
- эмоциональные
- волевые
2) психические состояния, которые бывают ...
Психологический анализ понятия темперамента и подходов к его диагностике
Темперамент — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
Темперамент — это индивидуально-своеобразные ...
