Результаты экспериментального исследования и их обсуждение
Страница 6

Психологические материалы » Особенности эмоционально-мотивационной сферы подростков » Результаты экспериментального исследования и их обсуждение

* - достоверность на 5% уровне;

** - на 1% уровне.

На основании корреляционного анализа, целью которого было выявление ряда факторов сопутствующих эмоциональному состоянию личности, нами выявлена высокая зависимость эмоциональный комфорт – подвижность (на 1% уровне достоверности). Анализ интеркорреляционых связей позволяет сделать следующие выводы:

1) наблюдается высокая взаимосвязь между шкалами подвижность – эмоциональный комфорт, подвижность - адаптированность, подвижность – самопринятие, подвижность – внутренний контроль. Что свидетельствует о высокой внутренней согласованности показателей. Данная связь носит положительный характер, прямую зависимость (то есть более высокие значения одного показателя соответствуют более высоким значениям другого показателя). В данном случае это означает, что более подвижны, активны те школьники, которые испытывают эмоциональный комфорт, удовлетворенность своими достижениями, которые адаптировались в окружающей их действительности.

2) выявлены устойчивые взаимосвязи между показателями эмоционального комфорта и показателями переживания социального стресса. Данные позволяют сделать вывод, что эмоциональное состояние ребенка влияет на развитие его социальных контактов (прежде всего со сверстниками). Взаимосвязь также имеет положительный характер.

3) высокий отрицательный коэффициент корреляции получен между следующими показателями страхом самовыражения и адаптированностью. Чем выше значение по первому показателю тем ниже значение по второму показателю. В данном случае речь идет об адаптированности ребенка и негативными эмоциональными переживаниями ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрацией своих возможностей. Также высокий отрицательный коэффициент корреляции наблюдается между показателем эмоционального комфорта и показателем низкой физиологической сопротивляемости стрессу. То есть обратная взаимосвязь эмоционального состояния ребенка с особенностями психофизиологической организации, снижающими приспособляемость ребенка к ситуациям стрессового характера, и повышающими вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Эмоциональный комфорт имеет обратную зависимость со страхом ситуации проверки знаний.

4) заслуживают внимания и данные о соотношения показателей самопринятии и мотивации успеха; данная взаимосвязь имеет положительный характер. Знание человеком своих способностей, отношения к себе влияет на его ожидание успеха. Обратная связь проявляется между адаптированностью и страхом несоответствия ожиданиям окружающих. Дети ориентируются на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей; тревожатся по поводу оценок, даваемых окружающими. Также обратная связь наблюдается между показателями эмоционального комфорта и мотивацией одобрения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Исторический анализ понятия "детство"
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить “себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А ...

Основные психические новообразования дошкольного возраста
Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста : 1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые уклад ...

Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков.
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуиров ...