Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии
«Строительно-монтажное управление 11»Страница 6
В результате анализа межличностных отношений была определена неформальная структура каждой бригады. Были выявлены «звёзды» и «отверженные». Деление на микрогруппы в данном случае можно объяснить работой в одних формальных группах, «проживанием по соседству», наличием родственных отношений. При этом работники, не получившие выбора отличаются стеснительностью, с сотрудниками общаются мало, у некоторых из них наблюдается низкая трудовая мотивация (05,09,38).
Методика позволила выявить эмоциональных (неформальных) лидеров в коллективе, наиболее активно участвующих в жизни организации, не имеющих особых проблем в общении с окружающими (02,07,27,42).
В каждой бригаде выявлено несколько неформальных лидеров (К – 4; М - 5) вокруг которых сформировались определенные группы «по интересам». Высокой степенью доверия в каждой бригаде пользуются несколько человек (К – 2; М - 1). При этом следует отметить совпадение их роли неформальных лидеров с официально занимаемой должностью (бригадиры).
Таким образом, были выявлены те работники, на которых следует направлять основные усилия при проведении изменений на предприятии. Для оценки степени их влияния на работников в каждой бригаде в анкету были введены вопросы №4 и №5.
Полученные результаты отражены в таблице 6 и рисунках 3-4
Таблица 6 – Опрос по степени доверия неформальным/формальным лидерам в бригадах
«Доверите ли Вы распределение КТУ в Вашей бригаде бригадиру?» |
«Доверите ли вы бригадиру быть представителем коллектива при заключении нового трудового соглашения?» | ||||
Вариант ответа |
Каменщики |
Монтажники |
Вариант ответа |
Каменщики |
Монтажники |
Да |
17 |
19 |
Да |
17 |
20 |
Нет |
2 |
2 |
Нет |
2 |
1 |
Итого |
20 |
22 |
Итого |
20 |
22 |
Рисунок 3 - «Доверите ли Вы распределение КТУ в Вашей бригаде бригадиру?»
Рисунок 4 - Доверите ли вы бригадиру быть представителем коллектива при заключении нового трудового соглашения?
Отсюда следует вывод, что формальные лидеры – бригадиры, выступая в роли неформальных лидеров, имеют высокую степень доверия в вопросах труда и заработной платы, а, соответственно, оказывают сильное влияние на общий настрой коллектива.
Второй тест направлен на выявление возможного сопротивления изменениям среди работников ООО «Строительно-монтажное управление 11». Разработанная анкета «Принятие нововведений» состоит из 12 противоположенных утверждений об основных характеристиках восприятия инноваций, которые ранжируются по трем критериям: противоборство, сотрудничество, уступка.
Ключ к анкете
Тактика/№ вопроса |
Противоборство |
Сотрудничество |
Уступка |
1 |
б |
а | |
2 |
а |
б | |
3 |
а |
б | |
4 |
а |
б | |
5 |
а |
б | |
6 |
а |
б | |
7 |
а |
б | |
8 |
а |
б | |
9 |
б |
а | |
10 |
а |
б | |
11 |
а |
б | |
12 |
б |
а |
Особенности психологии личности интересующего лица
Существуют следующие принципиальные научные положения об особенностях психологии личности интересующего лица [8, c. 98].
1. На ранних этапах жизни человека в результате эмоционального отвергания родителями, лишения родительской ласки и попечения у ребенка на уровне бессознательного формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты с ...
Источники самооценки и механизмы ее формирования
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Новорожденные и младенцы не имеют четких "границ" своего существа, не понимают, что они – особая, отдельная от остального мира его ...
Культурно-историческая психология
(научная школа Л. С. Выготского). Становление
научной школы Л.С. Выготского
При рассмотрении истории становления научной школы Л.С. Выготского возникает много сложных, касающихся вопросов ее истоков, проблематики, основных понятий, приемлемости позиций различных ее последователей и сторонников. Одним из них можно считать вопрос о том, является ли существенным основанием всей этой школы понятие деятельности
. Из ...