Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание результатов исследования
Страница 8

Психологические материалы » Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте » Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание результатов исследования

Весь этот этап изучения темы влиял на становление положительной мотивации учебной деятельности.

На втором этапе, операционально-познавательном, учащиеся усваивали содержание темы программы и овладевали учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависело от необходимости всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе. Все это способствовало становлению нужной мотивации учебной деятельности учащихся.

Активизация учебно-познавательной деятельности.

Активизация учебной деятельности осуществлялась в разных формах учебной работы.

1. Занимательные задачи на уроках математики, информатики, литературе Красноярского края.

Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным на этом этапе являлся познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он активизировал умственную деятельность, направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формировался разными средствами. Одним из них являлась занимательность. Элементы занимательности вызывали у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогали им освоить любой учебный материал. Например, на уроках математики рассказывалось о происхождении чисел и предлагалось детям составить задачу с этим числом.

2. Познавательные вопросы на уроках математики, окружающего мира, художественной культуре Красноярского края.

Одним из путей активизации деятельности учащихся являлось установление связи изучаемого материала с окружающей деятельностью.

Например, такая задача на уроке математики: "Брату 12 лет, а сестре 7 лет. На сколько лет брат старше сестры? На сколько лет сестра младше брата?" Учитель ставил дополнительный вопрос: "А через три года на сколько лет брат будет старше сестры?" Он позволял выяснить постоянство отношений "старше - моложе", повышал интерес к задаче, делал ее значимой в практическом плане, познавательной.

3. Развивающие упражнения на уроках математики и русского языка.

Развивающими были такие упражнения, которые оказывали "существенное влияние как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей".

В процесс обучения математике включались упражнения для развития таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

а) в чем сходство и различие равенств?

б) разбейте выражения на три группы по общему признаку.

4. Творческие задания на уроках русского языка, чтения и художественной культуре Красноярского края.

Различные творческие задания дети выполняли с большим удовольствием. Например:

а) С. Аксаков так описывает осень: " . Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса ."

- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Подумайте, какими красками вы нарисуете небо, облака, старые и молодые деревья, землю, лес в целом.

б) ученикам предлагалось продолжить рассказ: "Шел я однажды зимой по лесу. Вдруг вижу на снегу целую кучу сосновых шишек. Посмотрел я на дерево и так удивился ."

Все приведенные примеры заданий способствовали развитию творческих способностей детей и их познавательной активности.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Характеристика экспериментальных методов исследования личности подростка, употребяющий ПАВ
Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать ...

Неуязвимость
Когда ты всецело себя осознаёшь, ты становишься неуязвимым. Никто не может тебя обидеть. Если он прав – так чего ж тут обижаться, ты знаешь это. А если ты знаешь, что он не прав – тебя это не обижает, ведь ты и так знал это. Если прав отчасти, ты осознаёшь, что правда, что нет. Если бы люди всегда вели себя осознанно, то не было бы ссо ...

Страхи у спортсменов
Как и все люди, спортсмены подвержены различным страхам. Однако спортсмены значительно чаще оказываются в стрессовых ситуациях, где их относительный успех или неудачу могут оценить другие. Более того, успех, достигаемый ими, может быть очень точно измерен в метрах, очках, секундах, в выигрыше или проигрыше и т.д. Хотя результаты спортив ...