Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание результатов исследования
Страница 7

Психологические материалы » Проблема мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте » Организация и ход исследования учебной мотивации младших школьников. Диагностика мотивов учения у младшего школьника и описание результатов исследования

Каждый ученик, в том числе и неуспевающий, ощущал счастье в преодолении трудностей, радость победы, свершения сложной работы. Учебный материал по содержанию обязательно опирался на прошлые знания учащихся. Но в то же время он нес новую информацию, в свете которой были осмыслены прошлые знания и опыт. При этом условии у учащихся возникала и развивалась личностная потребность в научном познании мира.

Одним из путей формирования положительной мотивации к учебной деятельности являлась правильная организация учебной деятельности.

Для того, чтобы у учащихся вырабатывалось правильное отношение, учебная деятельность строилась особым образом через 3 этапа.

Мотивационный этап состоял из следующих учебных действий на уроках русского языка, математики, чтения, информатики.

1) Создавалась учебно-проблемная ситуация, которая вводила учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация была создана разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно на основе изучения данной темы. Мотивационный этап предполагал начало уроков с объявление темы. Важно было заинтересовать учеников. Интерес вызывали неожиданные вопросы, проблемная ситуация, интересный рассказ, загадочная пословица на уроках русского языка, чтения, литературе Красноярского края, художественной культуре Красноярского края. Например, на уроках чтения детям предлагалось прочитать такую пословицу: «Книгу читаешь – на крыльях летаешь». Школьники высказывали свое мнение и раскрывали смысл пословицы, что в последующем раскрывало тему урока.

Всё это пробуждало живую работу мысли и захватывало их чувства и воображение. Активизировала внимание школьников фраза: «Сегодня мы поразмышляем над важным вопросом». Например, на уроке окружающего мира: «В чем отличительные особенности лисы и песца?».

б) нашей беседой о теоретической и практической значимости предстоящей темы программы. Например, на уроке русского языка, перед изучением темы "Безударные гласные в корне слова" учитель говорит: "Представьте, что вам надо рассказать своим товарищам о важном деле так, чтобы все поняли и начали действовать на основе вашего рассказа"; 2) Формулировалась основная учебная задачи, как итог обсуждения проблемной ситуации. Это происходило, например, в такой форме: "Таким образом, мы должны изучить способы проверки орфограмм".

Учебная задача показывала учащимся тот ориентир, на который они направляли свою деятельность в процессе изучения данной темы. Важным условие организации учебной деятельности являлось подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

Учеников привлекали дела в которых было что-то яркое, необычное, соответствующее их интересам и желаниям. При проведении занятий улавливалось настроение детей, чередовались виды деятельности. Например, на уроках математики, после выполнения упражнения в ходе решения примеров, дети раскрыли слово «Мадагаскар». Мы предлагали учащимся посчитать сколько сказочных персонажей было в этом мультфильме и кто был самым высоким (маленьким) из зверей?

3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы являлись следующим учебным действием. Учитель сообщал, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создавалась установка на необходимость подготовки к изучению материала. На уроках математики использовался следующий прием. В начале урока детям напоминалось о том, что при подведении итогов предыдущего урока многим ребятам плохо удавалось выполнять примеры, связанные с вычитанием многозначных чисел. "Так, может быть, нам сегодня следует потренироваться в решении именно таких примеров?" - задавался вопрос школьникам. Это предложение находило поддержку у учащихся и в урок включалась работа, на которой отрабатывалось решение примеров на вычитание данного вида.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Психологические основы детских страхов и тревожности
Теория страха в своей основе с вязана с проблемой тревоги. По мнению Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх. Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную реакцию человека или животного, переживание ими реальной или мним ...

Отказ: психологические препятствия и пути их преодоления
В психологии отказ — это факт (индикатор), свидетельствующий, что какое-то влечение не может быть удовлетворено (=> запрет; лишение). Отказ - по Фрейду - защитный механизм, заключающийся в бессознательном игнорировании событий во внешнем и внутреннем мире. Нежелание дать отказ может быть обусловлено многими причинами: боязнь прослы ...

Понятие личности и ее психологическая структура.
Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого рода, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип в последующем его ин ...